3. Годы концертов в Италии
Покинув Флоренцию, Паганини выбирает в качестве места, куда он постоянно возвращается с концертов, крупнейший культурный и промышленный центр Северной Италии - Милан, славящийся знаменитыми на весь мир оперным театром Ла Скала. Именно здесь Паганини летом 1813 года увидел первый балет ученика Моцарта Ф. Зюсмейра «Свадьба Беневенто». В один вечер он написал на тему танца ведьм Вариации для скрипки с оркестром и 29 октября сыграл их в том же театре Ла Скала.
Сочинение имело ошеломляющий успех благодаря совершенно новым выразительным скрипичным средствам. Им используется редкий прием игры понтичелло на штрихе тремоло, затем следует певучий речитатив скрипки и тема ведьм. За ним три поистине демонические вариации, основанные на сложных комбинациях двойных нот и аккордов в первой, пиццикато левой руки в сочетании с флажолетами во второй и игру на четвертой струне скрипке с фантастически звучащими двойными флажолетами в третьей. Бурный финал, в котором тема превращается в тарантеллу и в стремительном движении соединяются пассажи, двойные ноты, игра на четвертой струне завершает сочинение. Невероятная техническая сложность соединилась здесь с динамизмом романтической атмосферы. Произведение, получившее название «Ведьмы», настолько соответствовало новаторству Паганини, легендам о нем, что приобрело в восприятии публики символическое значение.
В конце 1814 года Паганини приезжает с концертами в родной город. Пять его выступлений триумфальны.
Не исключено, что молодого артиста волновали воспоминания, мешающие ему долгое время возвращаться в родной лом. Здесь прошло его нелегкое детство, ему предстояла встреча с отцом. Возможно, были плохие предчувствия. Он будто знал, что именно в Генуе его постигнет беда. И она пришла: он встретил девушку Анжелину, дочь портного, безмерно увлекся ею, взял ее с собой на концерты в Парму. Вскоре оказалось, что у нее будет ребенок, и тогда Паганини отправил ее тайком к знакомым недалеко от Генуи.
В мае отец нашел дочь, забрал ее к себе и подал на Паганини в суд за похищение дочери и насилие над ней. 6 мая музыкант был арестован и просидел в генуэзской тюрьме 10 дней. Начался судебный процесс. Дело вел Джерми. У Анжелины родился ребенок, который вскоре умер. Суд вынес постановление о выплате трех тысяч лир и покрытии всех издержек процесса.
Джерми после процесса стал близким советником и полномочным председателем во всех делах Паганини, даже сердечных.
Для путешествия в Европу у Паганини был готов специально созданный новый концерт ре мажор (изданный позднее как Первый концерт) - одно из самых впечатляющих его сочинений. Здесь музыка насыщена грандиозным пафосом, приобрела эпический размах и широту дыхания, героическое начало органически соединения с романтически-приподнятой лирикой и феерической скерцозностью.
Поездку в Вену все же не состоялась, но Паганини вскоре пришлось непосредственно столкнуться с тремя крупнейшими европейскими скрипачами в Италии. Под влиянием его славы они приехали услышать генуэзского виртуоза, помериться силами. Немецкий скрипач и композитор Людвиг Шпор и один из лучших виртуозов Франции Шарль Лафон. Паганини их слышал, но отказался от выступлений, не желая сравнений. Лафон проявил, однако, настойчивость и послал публичный вызов на состязание.
7 марта 1816 года в театре Ла Скала состоялась эта интересная «дуэль» двух скрипачей. Каждый должен был сначала исполнить концерт по своему выбору, затем вдвоем сыграть Концерт для скрипок Р. Крейцера, и наконец - пьесу по желанию. Первым выступил Паганини - с новым концертом ре мажор. Лафон играл концерт Крейцера. В двойном концерте Крейцера Паганини, по его словам, держался текста в местах дуэта, но когда солировал, импровизировал в собственном стиле. Лафон в заключение вечера играл Вариации на русскую песню, а Паганини - «Ведьмы». Позднее, вспоминая об этой музыкальной встрече, Паганини говорит, что «Я не сомневаюсь, что Лафон должен быть причислен к самым замечательным художникам». В 1816 году Паганини слушает игру Л. Шпора в Венеции и называет его «единственным подлинным певцом скрипки».
Победа над Лафоном и знакомство с искусством Шпора убедили Паганини, что в Европе ему будет обеспечен тот же прием, что и в Италии. Он намеревается дать свой первый концерт в Вене, начинает гастрольную поездку в этом направлении по Италии. В крайнем пункте, которого он достиг, - Триесте - им были даны с огромным успехом четыре концерта.
Но планы были изменены. Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать ее пению. Паганини увозит ее с собой в концертные поездки по стране и все более привязывается к ней.
В начале 1817 года происходит еще одна - третья встреча с молодым польским скрипачом Каролем Липиньским. Паганини предложил польскому скрипачу дать несколько совместных концертов. 17 апреля они исполнили в театре тот самый концерт Крейцера, который Паганини играл уже с Лафоном. После концерта итальянский виртуоз вручил поляку свой смычок в знак уважения к искусству Липиньского. Паганини и позднее выделял Липиньского из всех, с кем ему пришлось встретиться.
Паганини обретает еще одного друга - Джоаккино Россини. Увлеченный музыкой Россини, он сочиняет на темы его опер свои замечательные произведения: Интродукцию и вариации на молитву из опер «Моисей» для четвертой струны, на арию «Сердечный трепет» из оперы «Танкред», на тему «У очага уж не грущу я боле» из оперы «Золушка». В россиневских операх Паганини привлекает гражданский пафос, созвучный его умонастроению. Россини высоко оценил творческий талант Паганини и считал его одним из лучших инструментальных автором.
В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в древнюю «столицу мира» - Рим. В Риме произошло первое открытое столкновение Паганини с церковью. По существовавшему положению пятница считалась церковным днем, были запрещены все концерты и спектакли. Паганини же не хотел играть тогда, когда открыты театры, претендуя на исключительность своих выступлений. Пять месяцев продолжались переговоры, пока церковь не уступила и Паганини наконец, когда он решил уже уезжать, было дано разрешение.
Эти месяцы скрипач использовал для посещения музеев, театров. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло - Интродукция и вариации на тему арии «Как сердце замирает из популярной оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Интродукция обозначена как «каприччо». Написанная с огромным динамическим размахом, она поражает контрастами, демонической устремленностью, полнозвучным, поистине симфоническим изложением. Тема играется смычком, в то время как левая рука пиццикато исполняет аккомпанемент труднейший, на грани технических возможностей человека, прием - стремительный пассаж вверх и трель пиццикато левой рукой!
С одной стороны, это была дань памяти замечательному оперному композитору незадолго до того скончавшемуся в Неаполе, с другой - Паганини ехал в Неаполь не с легкой душой, испытывая также «замирание сердца».
За год до этого он уже был там, но не выступал, вернее - не смог выступить. Виной тому стало неожиданное увлечение. Сердце Паганини жаждало подлинной глубокой любви. И в Неаполе он снова воспламеняется, даже хочет жениться на дочери местного адвоката. К Бьянке к тому времени он несколько охладел. Они расстались. А здесь обольстительное создание, всколыхнувшее его душу, заставившее все забыть. Она хотя не во всем совпадало с его идеалом, но оказала магическое воздействие на сердце скрипача. Ситуация повергла его в глубокую депрессию, даже лишила способности виртуозного владения инструментом! Концерты пришлось отменить, недоброжелатели, распустив слух, что скрипач испугался играть в таком городе, как Неаполь, славившийся высоким уровнем исполнительского искусства.
В ту пору слав Паганини множилась с каждым выступлением. Однако многие профессиональные музыканты, воспитанные на классических традициях, не понимали и во многом не принимали народившегося романтического стиля, связанного с раскрытием субъективного начала, когда личность исполнителя, его внутренний мир органически входят в содержание творчества.
Упреки в Шарлатанстве, отсутствии сильного звука преследуют Паганини всю его концертную деятельность. Но могущество его таланта воздействие игры были столь ошеломляющи, настолько выходили за пределы возможного, что эти упреки теряли под собой почву. Эти уколы были, болезненными для самого артиста. Особенно остро почувствовал он недоброе отношение в Неаполе.
Авторитет, полученный в других городах, здесь надо было завоевать сызнова. Местные музыканты и критики не верили имеющейся оценке Паганини как лучшего скрипача Италии, а после внезапной отмены концертов были настроены вдвойне предубежденно. Особенно старался наиболее влиятельный скрипач города Онорио де Вито, который пытался подражать Паганини, пробуя сыграть его каприччи, но не смог и объявил его шарлатаном. Было решено подать урок выскочке, посмеяться над ним. Для этого попросили молодого композитора Джузеппе Дона сочинить квартет с невероятно трудной партией первой скрипки, с которой невозможно было бы справиться.
Паганини пригласили на собрание музыкального кружка и усадили играть квартет. Вторую скрипку исполнял де Вито, партию виолончели Гаэтано Чанделли, Паганини быстро понял, что ему подготовили ловушку. Начал играть, и вскоре у него лопнула струна «Ми». Как будто бы ничего не случилось, он без ошибки доиграл свою партию, чем привел в замешательство присутствующих. На возгласы восхищения и просьбы сыграть еще раз повторил сочинение, украсив свою партию такими виртуозными трудностями, о которых и не подозревали неаполитанцы. Триумф был полным.
Вернувшись в Рим, Паганини дает блистательный концерт, затем выступает на вечере данном в честь австрийского канцлера Меттерниха, который в дальнейшем приглашает Паганини в Вену.
Уехав на концерты в Неаполь, Паганини серьезно заболел. Он был настолько плох, что хозяин, подумав, что тот умер, вынес его на улицу со всеми вещами и скрипкой. На счастье, его узнал проходящий мимо виолончелист Гаэтано Чанделли. Тот привез скрипача к себе и выходил. Они подружились.
В эти душевные дни для скрипача единственной отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца. Для своего юного ученика Паганини создает много произведений: шесть кантабиле, вальс, менуэты, концертио - «самые сложные и самые полезные и поучительные как с точки зрения овладения инструментом, так и для формирования души».
Окрепнув, Паганини дает концерты в Павии, где лечится, затем в родной Генуе. Неожиданно он снова сближается с Антонией Бьянки. Он вместе выступают. За последние годы Бьянки выросла в отличную певицу.
Во время концертов в Триесте Паганини называли «богом скрипки». Теперь Паганини решил ехать в Рим, чтобы добиться высшего ордена «Золотая шпора», которым награждал папа римский. Эта награда была нужна, чтобы отмести сплетни.
В 1825 году Паганини выехал на концерт в Неаполь и вместе с Антонией Бьянки направился затем в Палермо. Серия из четырех концертов проходила с огромным, все нарастающим успехом; после третьего у Паганини родился сын, которому он дал древнее героическое имя Ахилл. Наконец-то свершилась хоть одна мечта. Антония была ему нужна именно для этого. Ее грубый, вспыльчивый характер вынужден был терпеть.
3 апреля 1827 года долгожданный орден был ему папой вручен. После Рима - концерты Флоренции. Перед вторым концертом случилось несчастье - двухлетний Ахилл упал и сломал ножку. Необходим был хотя бы на одну неделю полный покой. Паганини продемонстрировал свою несокрушимую волю и выдержку. Взяв сына на руки, он просидел с ним, не вставая в кресле восемь дней и ночей, и не выпускал Ахилла из рук. На девятый день его наконец еле уговорили отпустить сына. Быстро восстановив силы, Паганини дал обещанный концерт.
В начале 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену.