logo
Консультация 2-4

6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.

Николо Паганини (1782-1840). Артист - легенда. Вокруг него ещё при жизни складывались невероятные истории, которые он сам пытался опровергнуть. Мейербер: «Паганини начинается там, где кончается наша фантазия». Бальзак назвал его Наполеоном музыки. Паганини родился в Генуе, в семье торгового агента. Отец решил сделать из него великого музыканта и мучил его напряжёнными занятиями. Если ему казалось, что мальчик недостаточно усерден, он запирал его в тёмный чулан, что бы тот не отвлекался, и не давал ему есть. I учителем П. стал поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Так же большое влияние на его дальнейшее тв-во оказали оперные певцы - в последствии, он введёт в медленные части своих произведений приём своеобразной вокализации: скольжение пальцами по пространству между струнами, создавая эффект перетекания мелодической энергии. И даже в быстрых частях эти глиссандо создают особый певучий эффект. В 8 лет П. уже был автором ряда сочинений. В 1794 г. он начал публично выступать в генуэзских соборах. Тогда же встретился с польским виртуозом Августом Дурановским. По совету богатого меломана маркиза ди Негро, мальчик был отправлен в Парму к крупному итал. скрипачу Алесандро Ролло, оперному композитору Фернандо Паэро и виолончелисту и полифонисту Гаспаро Гиретти. В париже П. получил в подарок скрипку Гваркери. В библиотеке загородного дома (восстание в Генуе 1797 г.) П. натолкнулся на каприсы Пьетро Локателли. Находясь под впечатлением, он начал работать над ор.1 - «24 каприса», посвящённые артистам, (работал 7 лет). П. явился основоположником жанра романтич. миниатюры. Впервые в музыке происходит «растяжение» музыкального мгновения, которое насыщается более весомым содержанием по сравнению с крупной ф-ой. Если бы не каприсы П., то романтич. миниатюра никогда бы не вышла за пределы рамок бытового, салонного музицирования (песни, танцы). При этом, несмотря на сложность, каприсы П. менее всего похожи на технические упражнения или этюды. Это картины жизни, театральные сценки с участием разных персонажей, ведущих диалог (П. сопоставляет крайние регистра скрипки). Вскоре после начала работы над каприсами, П. освободился от влияния отца. Он поехал в Лукку, где после нескольких концертов ему предложили место I скрипача республики, а так же руководителя городского оркестра. Там он проигрывает в карты свою скрипку. Поступает на службу к герцогу Лукки. По требованию его жены - сестры Наполеона, П. пишет сочинения для 1 струны - «соль» и сонату «Наполеон». В 1813 г. обосновывается в Милане, где за 1 вечер создаёт «вариации» для скрипки с оркестром на тему танца ведьм из балета Ф. Зюсмайра - ученика Моцарта. «Пляска ведьм» принесла П. европейскую известность. Странствующую жизнь П. не прекращал вплоть до конца 1830-х гг. Он увлекался молодыми музыкантами. В 1825 г. Антония Бьянки родила ему сына Ахилла, с которым П. не расставался до самой смерти (в результате опухоли на горле П. потерял голос). Ахиллу посвящён последний - IV концерт(1830 г.).