logo
Биография Никколо Паганини

7. В Париже

В январе 1831 года Паганини дает последний концерт в Германии - в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции. Два концерта в Страсбурге вызывали такой восторг, который напомнил итальянский и венский приемы. Затем Париж, где его ждали два сюрприза. К его приезду были опубликованы 24 каприччи, названные парижскими скрипачами неисполнимыми, и еще одна книга о нем - Готфрида Андерса: «Никколо Паганини, его жизнь, его личность и несколько слов о его секрете».

Паганини был предоставлен главный зал столицы - Большая опера. Почти два месяца подряд по два концерта в неделю шли выступления. На первом - 9 марта присутствовал весь художественный Париж. Бальзак и Делакруа, Мендельсон и Жорж Санд, Мюссе и Обер, Лист и Берио, Малибран и Гюго, Россини, его старый учитель Паэр… Паганини играл свой Первый концерт, Военную сонату на струне «Соль» на тему Моцарта, а закончил выступление Интродукцией и вариациями на тему Паизиелло для скрипки соло, где превзошел в звучании оркестр, показал, что своей скрипкой может творить чудеса. Лучший скрипач Парижа профессор консерватории Пьер Байо воскликнул: «Это невероятно, непостижимо, не говорите мне о нем, потому что есть от чего сойти с ума!»

На молодого Ф.Листа игра итальянского артиста произвела впечатление «сверхъестественного чуда». Лист осознал, что путь, которым он идет, неверен. Паганини дал ему понять, что величие артиста - в глубине мысли, удивительном слиянии художественной концепции с совершенным ее выражением.

Париж был конечной артистической целью Паганини. Мечту завоевать этот город своим искусством он пронес с детства. В какой-то степени он опасался здесь играть. Более того, в Париже критика единодушно назвала его «королем скрипачей». Однако парижская критика оказалась все же малосодержательна. Поднялась волна сплетен, анекдотов, оскорбительных выпадов, правда, с французской легкостью, без озлобления, но тем не менее весьма чувствительно ранившая скрипача. Вышло много карикатур и рисунков. Другое обвинение было брошено скрипачу в том, что многие из опубликованных им каприччо неисполнимы, это - мистификация, что он сам их не играет поэтому на концертах (лучший скрипач Парижа П. Байро сумел выучить один каприччо лишь за 6 месяцев). Отвечая на это, Паганини стал в концертах исполнять по шесть каприччо подряд.