logo search
Биография Никколо Паганини

4. Европейское турне. Вена. Прага.

Паганини прибыл в Вену 16 марта 1828 года. Он специально для Вены сделал наброски программной симфонической поэмы для скрипки с оркестром «Буря», написал Вариации на тему Моцарта. Первый концерт состоялся 29 марта и началась увертюрой Бетховена «Леонора». Паганини исполнил свой Второй концерт скрипичный концерт. Затем А. Бьянки спела Паэра. Все завершали блистательные Вариации на тему оперы Россини «Золушка». Впечатление от выступления итальянского артиста оказалось столь неожиданным и ошеломляющим, что наутро не вышло ни одной рецензии и было только сообщено, что «об игре скрипача невозможно рассказать словами».

Европа в Вене впервые столкнулась с мощью исполнительского гения огромного масштаба. Никакие сравнения поэтому не могли подойти к оценке его музыкального дарования. Паганини трудно было сравнивать с другими инструментальными и по художественному впечатлению. Даже противники, которых не устраивал в принципе ярко романтический, субъективно-заостренный стиль скрипача, отсутствие у него следования классическим традициям, не могли оставаться равнодушным к магическому впечатлению от его искусства, самой личности артиста.

В Вене Паганини много сочиняет. Он заканчивает фантазию «Буря». Здесь же рождаются сложнейшее произведение - «Вариации на австрийский гимн» и знаменитый «Венецианский карнавал» - венец его виртуозного искусства.

После блистательного выступления у императора он был пожалован почетным званием солиста Венского двора.

Переутомление после концертов соединилось с нервным состоянием в связи с выходками его возлюбленной Бьянки. В начале июня он решил окончательно расстаться с ней. В августе Паганини подал в суд о признании Ахилла его внебрачным сыном и о выплате по соглашению с Бьянки ей единовременной суммы в две тысячи скуди. Суд принял такое решение. Наконец Паганини был свободен, сохранив сына. Через неделю он составляет завещание, где единственным наследником становится Ахилл.

Паганини едет в конце 1828 года в Прагу, где было запланировано шесть его выступлений. И здесь его встретили неожиданно очень холодно. С каждым последующим выступлением интерес к искусству скрипача падал. Заключительный концерт состоялся уже в полупустом зале. Причины следует искать в художественных традициях пражан. Чехи издавна гордились своей скрипичной школой, и их музыканты славились в Европе. Здесь очень сильны были классические тенденции, романтическое искусство не нашло еще дороги к сердцам пражской публики.

Единственной отрадой для Паганини здесь была встреча с профессором эстетики Пражского университета, любителем музыки и страстным поклонником скрипача Юлиусом Максом Шоттки. Они подружились. Он хотел, чтобы Шоттки опубликовал его правдивую и полную биографию для опровержения различных сплетен и слухов, которые нарастали снежным комом и мешали концертировать. Уже через год книга Шоттки вышла в свет.

Паганини понял, что мистификацию, особенно перед поездкой в Германию, следует снять, дать рациональное, а не мистическое объяснение своему искусству, индивидуальному таланту, и этим заинтриговать нового слушателя. Поэтому именно здесь он впервые начал говорить о найденном им «секрете» скрипичной игры, необыкновенном, позволяющем в короткий срок развить свои способности, овладеть всеми техническими возможностями инструмента.

Более ста пятидесяти лет после этого музыканты, многие исследовали, пытались проникнуть в тайну «секрета» Паганини.

Владел ли Паганини особым секретом игры на самом деле? На протяжении лет постепенно выяснились некоторые важные и новые принципы, лежащие в основе тех или иных приемов, используемых итальянским виртуозом в наиболее трудных технических местах. Это помогало овладеть его сочинениями, но путь дальше не открывался. Паганини, когда его спрашивали, отвечал с усмешкой, что «каждый артист имеет свои секреты».