logo search
"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

1. Творчество Жана Франсе

Камерная музыка как область академического музыкального искусства в XX веке пережила настоящий расцвет. Эпоха позднего Романтизма с ее циклопическими симфоническими полотнами Антона Брукнера и Густава Малера постепенно уходила в историю, уступая место новым формам, новым жанрам, новым направлениям нового искусства.

"В XIX--XX веках значение камерной музыки как "музыки для избранных" постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей".

Изменение ситуации повлекло за собой фактически совершенно новый этап развития камерной музыки, который продолжается и по сей день.

Количество течений, направлений, школ, на которые сейчас подразделяется этот вид музыкального искусства, в данной работе перечислять не имеет смысла - оно слишком огромно. Стилистическое и концептуальное разнообразие искусства XX века в целом проявляется практически в каждой более или менее конкретной своей области.

Тем не менее, тема данной работы касается сочинения композитора творившего в период XX века и чья стилистика, музыкальный язык и наследуемые им в его творчестве традиции вполне поддаются анализу и идентификации.

Назвать Жана Франсе крупнейшим композитором XX века, разумеется, невозможно. В сравнении с именами таких гигантов как Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, И.Ф, Стравинский, П. Хиндемит и т. д. имя Ж. Франсе не так известно более или менее широкой публике. С уверенностью можно говорить о том, что его творчество занимает достаточно заметную и оригинальную "нишу" в музыкальном искусстве XX века.

Жан Франсе родился в 1912 году в городе Ле-Ман. Его родители были музыкантами и у самого будущего композитора способности к музыке проявились достаточно рано.

Жан Франсе

Одаренность ребенка поражала даже его учителей. В частности, имел место интересный эпизод, когда в десятилетнем возрасте его отдали обучаться искусству композиции прославленному французскому педагогу Наде Буланже. Буланже в восторге писала матери Франсе: "Мадам, я не знаю, почему мы тратим время, чтобы научить его гармония, он знает гармонию. Я не знаю, откуда, но он ее знает, он родился не подозревая об этом"

Через несколько лет о юном музыканте высоко отозвался сам Морис Равель. В 18 лет Франсе выигрывает первый приз на конкурсе за свою пьесу "Восемь багателей" для фортепиано. В 1932 году Франсе сочиняет свое Концертино для фортепиано с оркестром, которое практически сразу же завоевывает признание у публики.

Далее следует еще несколько успешных сочинений и на композитора начинают обращать внимание наиболее выдающиеся дирижеры того времени. Он сочиняет все больше и успешнее, он пробует соединять различные жанры и направления в музыке и постепенно формирует свой оригинальный музыкальный язык и стилистику.

Наследие Жана Франсе огромно. За свою жизнь композитор написал музыку более чем к 16 балетам, сочинил пять опер, ораторию "Апокалипсис Святого Иоанна", саундтреки к различным художественным фильмам огромное количество инструментальных концертов и камерных сочинений. При всем многообразии жанров, в каком творил Жан Франсе, именно камерная музыка занимает в его творчестве особое место. Одна из причин тому: большой объем его творческого наследия в этой области. Другая - оригинальные сочинения Франсе для духовых инструментов, в том числе и для медных духовых.

В XX веке мы знаем еще одного французского композитора, посвятившего свое творчество практически только сочинительству для духовых инструментов, - Эжен Бозза. Однако в данном случае, сфера творческих интересов Жана Франсе охватывало множество жанров и направлений. Например, по мнению музыковедов, такая его область творчества как вокальные сочинения, еще должна быть открыта заново (в том числе и его некогда знаменитая, но ныне забытая опера "Хромой бес"). Тем более парадоксально, что время от времени Франсе обращался в своем сочинительстве к звучанию различных духовых инструментов.

Духовые инструменты широко использовались им как участники камерного ансамбля и как солирующие голоса в оригинальных инструментальных концертах. Необычность творчества Жана Франсе состоит еще и в том, что его так называемые инструментальные концерты также являются по сути камерными сочинениями. Как правило, концерт является произведением для солиста в сопровождении очень небольшого состава музыканта. К примеру, в данной работе объектом нашего исследования является "Концерт для фагота и одиннадцати струнных" Жана Франсе.

Почему его инструментальные сочинения даже в таком достаточно "масштабном" жанре как инструментальный концерт, тем не менее, создавались им как фактически камерные сочинения?

Мы полагаем, что, скорее всего, причин тому было несколько, но главной, безусловно, является приверженность композитора неоклассицистской традиции. В первую очередь, на формирование его музыкального мировоззрения оказала его великая преподавательница Надя Буланже.

"С. Павлишин говорит об очень широком диапазоне влияния в музыке XX века Н. Буланже, у которой учились многие американские композиторы и вообще представители разных стран (например, польские композиторы -- Г. Бацевич, 3. Мыцельский, П. Перковский, В. Рудзинский и др.), что привело "к несколько одностороннему следованию не только неоклассицизму, но и одному композитору, боготворимому ею Стравинскому. <.> Но Н. Буланже давала своим ученикам также замечательную школу, крепкую базу, на которой наиболее одаренные могли развиваться в избранном ими самом направлении" [Павлишин 1980, 55]. Также Павлишин особо выделяет среди европейских педагогов, оказавших значительное влияние на американскую музыку, Шёнберга, Хиндемита, Кшенека, Мийо [Павлишин 1980,144]. При этом следует учитывать и большое число композиторов - выходцев из России и Европы".

Представители неоклассицизма считали истоками своего творчества раннеклассицистскую традицию. Пытаясь переосмыслить ее и возродить ее с учетом новейших достижений музыкального искусства, то есть адаптировать к современности, неоклассицисты (как, например, П. Хиндемит) привносили в свое творчество такие черты раннего классицизма как строгость и лаконичность музыкальной формы, и пользовались совсем небольшими составами камерных оркестров.

Важнейшим же пунктом в определении границ того или иного направления в музыке всегда является музыкальный язык. Строгость и лаконичность музыкальной формы отнюдь не являются уникальными критериями неоклассицизма как направления в музыкальном искусстве.

И если исследовать творчество крупнейших неоклассицистов, то обнаружится, музыкальный язык каждого из них иной раз отличается радикальным образом. Нечто подобное мы обнаружим, если будем сравнивать музыкальный язык уже упоминавшегося Пауля Хиндемита со стилистикой Жана Франсе.

Музыкальный язык Франсе очень прост, он доступен и понятен даже неискушенному, неподготовленному зрителю, чего нельзя сказать о сочинениях Пауля Хиндемита. Франсе в своих поздних сочинениях не уходит в самые смелые эксперименты музыкального авангарда. Он пользуется вполне традиционной гармонией. Франсе активно использует гомофонно-гармонический стиль. Он удивительный мелодист. Побочная партия первой части Концерта для фагота и одиннадцати струнных является одной, на наш взгляд, из его лучших мелодий. Но стилистика неоклассицизма, тем не менее, присутствует в данном сочинении. Об этом будет более подробно сказано в следующем разделе.

Из духовых инструментов Жан Франсе сочинял музыку в основном для деревянных:

Дивертисмент для гобоя, кларнета и фагота. 1946; Дивертисмент для фагота и пяти струнных (1942); Концерт для гобоя с оркестром. Цветочные часы (L`Horloge de Flore) (1957); Концерт для кларнета с оркестром (1968), Концерт для флейты с оркестром; Концерт для фагота и 11 инструментов; Маленький квартет для двух кларнетов, бассетгорна и бас-кларнета (1935); Симпозиум двух попугаев, для флейты и альтовой флейты; Тема и вариации для кларнета и фортепиано; Четверной концерт для флейты, гобоя, кларнета, фагота с оркестром; сюита для квартета саксофонов. Из сочинений для медных инструментов: "Серенада, сарабанда и жига" для трубы и фортепиано

Концерт для фагота и одиннадцати струнных был сочинен им незадолго до смерти. Это сочинение, являясь одним из самых его последних опусов, по праву считается блестящим образцов творчества уже зрелого композитора.

Жан Франсе умер в Париже в 1997 году.