logo search
"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

2.1 Краткий анализ музыкальной формы "Концерта"

Инструментальный концерт возник на рубеже XVI-XVII вв. как один из жанров церковной музыки. За несколько столетий существования он прошел достаточно сложный путь развития. За это время существенно менялись каноны построения структуры инструментального концерта, менялась концепция его как жанра, развивалась его музыкальная форма.

Концерт для фагота и одиннадцати струнных Жана Франсе сочинил уже в конце XX века. С определенной точки зрения это сочинение можно охарактеризовать как образец постмодернизма в музыкальном искусстве. Действительно, Франсе как композитор в своем творчестве наследует, использует и синтезирует наследие сразу нескольких традиций музыкального искусства. Но чаще всего его относят к так называемому "неоклассицизму".

"Искусство Неоклассицизма. по своей сущности элитарно. Оно связано с "дегуманизирующей" тенденцией, идущей от взглядов Ф. Ницше, а затем получившей развитие у ряда буржуазных философов и эстетиков 20 в. X. Ортега-и-Гасет сформулировал эту тенденцию как "бегство от человеческой личности". Новое искусство, по его мнению, должно быть свободно от личных эмоций, от стремления заражать публику чувством, вызывать у неё радость или сострадание и стать предметом чисто интеллектуального созерцания, доступного лишь небольшому слою "духовной элиты".

Насколько этой тенденции в своем творчестве придерживался Жан Франсе? Выше мы уже говорили о том, насколько прост и доступен его музыкальный язык. Сложно назвать его музыку предметом чисто интеллектуального созерцания, доступного лишь небольшому слою "духовной элиты"

Это говорит о том, что неоклассицизм как отдельное направление в музыке за несколько десятилетий своего существования прошел очень сложный путь развития и переосмысления своими представителями собственной же философской концепции.

Тем не менее, черты того, что мы называем неоклассицизмом в Концерте для фагота и одиннадцати струнных, безусловно, есть.

Концерт состоит из четырех частей. Это достаточно сильное отступление от традиций жанра инструментального концерта, который обычно состоит из трех частей. Четыре части характерны для сонатно-симфонического цикла или сюиты, чем для инструментального концерта

Первая часть Концерта - сонатное аллегро. В этом Франсе следует традиции жанра. Вторая часть Концерта написана в сложной трехчастной форме. Как правило, вторая часть сочинения такого жанра писалась в форме свободного adagio. Но в данном случае медленной частью является третья часть Концерта. Финал написан в свободной форме, имеющий ряд признаков рондальной.

Традиционным в этом Концерте также является и то, что в третьей части есть выписанная каденция для солирующего фагота. При всем своем стремлении вернуться к раннеклассицистской стилистике неоклассицисты так и не смогли восстановить традицию импровизации во время исполнения каденции.

На наш взгляд влияние неоклассицистской традиции в Концерте выражено в том, что полноценный инструментальный концерт, по сути, является камерным сочинением, то есть с участием небольшого числа участников-музыкантов, и в ряде способов тонального сопоставления. Как например, внезапная смена устойчивой гармонии в конце первой части Концерта.

Также как черту, характерную для неоклассицизма, мы можем выделить некоторую "скупость" тематического материала. Франсе, как правило, излагает основные элементы формы с помощью двух-трех тематических единиц, которые в своем развитии практически не меняются, во всяком случае в ритмико-интонационном плане. За весь Концерт он лишь в одном эпизоде основную тему части дает в увеличении.