logo search
"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

2.2.4 Четвертая часть. Финал

Традиционно финал в жанре инструментального концерта - наиболее яркая и технически сложная часть. Как правило, финал Концерта - Рондо, то есть танцевальный жанр. В случае с Концертом Жана Франсе финал трудно определить как Рондо, хотя он имеет определенные признаки рондальной формы. Также его затруднительно охарактеризовать как танцевальный раздел. Скорее эта музыка с ее характером беззаботной песенки больше похожа на саундтрек к кинофильму.

Как и в случае с экспозицией первой части и первым разделом второй части композитор развивает материал следующим образом: вначале присутствует два основных мотива, которые проходят небольшое развитие, после чего Франсе добавляет к ним еще несколько мотивов, которые возникая все чаще и чаще "вплетаются" в структуру музыкального материала.

Как видим, метроном, указанный композитором здесь: четверть равна 168. Несмотря на то, что фагот это довольно подвижный в плане виртуозных пассажей инструмент, в таком быстром темпе достаточно сложно исполнять финал Концерта. Как и в предыдущих случаях, многие исполнители игнорируют этот метроном. По большому счету, финал Концерта при должном внимании к штрихам может вполне эффектно прозвучать даже в темпе Allegro giusto - четверть равна 132.

После изложения первой темы: вначале солистом, затем оркестром - возникает вторая.

По большому счету в этих фрагментах нет запредельных технических трудностей. Основная задача солиста здесь - передать характер музыки. Это акценты и легкий штрих staccato. Если в первой и второй частях скерцо временами можно было охарактеризовать как несколько тяжеловесное, то здесь ни о какой тяжеловесности не может быть и речи, особенно если фаготист все же хочет исполнить это сочинение в оригинальном темпе

По ходу развития музыкального материала фактура становится все более виртуозной. Основная тема периодически возвращается, один раз она изложена в увеличении и к ней добавляются все новые элементы

Через несколько тактов этот элемент переходит в партию аккомпанирующего ансамбля. И далее фактура лишь становится все более и более сложной. Эти пассажи шестнадцатыми периодически возвращаются и становятся все более длинными. Встречаются в финале и достаточно трудные пассажи Legato.

Такты: 9-12. Сорок четвертая цифра

В таких эпизодах вновь уместно привести аналогию с моцартовскими инструментальными концертами. Но в отличие от различных редацкий концертов Моцарта, где очень часто длинные пассажи Legato могут трактоваться и как detasche, и как квартоли, с двумя первым объединенными нотами, в случае с Концертом Франсе legato здесь является обязательным к исполнению. В процессе работы над этими пассажами солисту следует обратить внимание на то, чтобы каждая нота пассажа была озвучена и не сливалась с остальными в единую звуковую "кашу", риск чего в подобных эпизодах весьма велик. Здесь опять солисту следует порекомендовать работу над этими местами в медленном темпе и в разных риитмических вариантах.

По мере усложнения фактуры перед солистом стоит по большому счету лишь одна серьезная исполнительская задача: сохранить легкость штриха и темп, при том, что его губной аппарат уже, скорее всего, сильно утомлен - финалу предшествовали три части цикла, одна из которых является достаточно трудной кантиленой.

Завершает концерт каденция, традиционный элемент этого жанра. Несмотря, на то, что отчасти это сочинение Франсе относится к неоклассицистской традиции, каденция для фагота здесь выписана. Следует отметить, что предваряет каденцию небольшой проигрыш у струнных, что дает солисту некоторый отдых.

Традиционно каденция является в музыкальном пространстве местом наибольшей творческой свободы музыканта. Даже в условиях современности, когда сочинение каденций являются прерогативой самих композиторов, а не солистов, указания авторов большей частью носят рекомендательный характер.

В Концерте для фагота Франсе каденция построена на основных тематических элементах всех четырех частей сочинения, таким образом, композитор, возвращая основные темы перед самым завершением Концерта, утверждает цикличность сочинения.

Каденция здесь не является наиболее сложным разделом сочинения. Она небольшая и не слишком сильно виртуозная. Основная задача здесь солиста исполнить каждый элемент каденции таким образом, чтобы он был даже в варьированном виде узнан слушателем как элемент одной из предыдущих частей.

Начало каденции представляет собой пять фрагментов - пять "реплик".

Как видим они разделены между собой ферматами. По нашему мнению, здесь очень важно, исполнять эти ферматы таким образом, чтобы все реплики представляли собой единый эпизод музыкального повествования.

Для этого ферматы не должны чрезмерно затягиваться. Динамика каждой следующей реплики должна быть громче предыдущей, кульминацией же здесь должна быть последняя реплика risoluto.

Следующие далее виртуозные пассажи шестнадцатыми должны исполняться с ускорением, приводящем в максимально доступном дл солиста быстром темпе.

После каденции следует совсем короткая кода, которая при этом завершается весьма неожиданно: последний такт Концерта - резкий переход от динамики fortissimo к pianissmo. Звучание солирующего фагота и ансамбля как будто внезапно сходят на нет. Здесь исполнителю очень важно подчеркнуть этот переход, возможно, его следует сыграть чуть более утрированно.