logo search
Concertо grossо Арканджело Корелли

Глава 1. Биографическая справка

Италия - один из центров мировой музыкальной культуры, именно там, в 16 веке возникла итальянская скрипичная школа. В развитии итальянской музыкальной культуры значительную роль сыграло скрипичное искусство. Об этом убедительно говорят достижения итальянских скрипачей и композиторов XVII - XVIII веков, возглавивших итальянскую скрипичную школу, - Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини, творчество которых сохранило большое художественное значение.

Италия всегда славилась великими скрипичными мастерами. Кремона - центр производства, где в XVII веке работали семейства Амати, Гварнери, Страдивари. Скрипки итальянских мастеров отличались безупречным, красивым и певучим тоном. Форма корпуса скрипки осталась прежней, но смычок претерпел изменения. Если в 15 веке смычок представлял собой лукообразную форму, то к 17-18 вв. смычок приобретает классический вид. В Болонье было распространено серьёзное инструментальное, главным образом, скрипичное музицирование, также существовала Болонская скрипичная школа.Болонская школа - направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. - М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Заслугой болонской скрипичной школы является создание значительного количества скрипичных сочинений - концертов, сонат, сюит, сохранивших своё художественное значение до наших дней и создавших благотворную почву для расцвета творчества Корелли. Именно он дал скрипичному искусству XVII - начала XVIII века совершенство и классическую завершенность.

Ученические годы

Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в маленьком древнем городке Фузиньяно недалеко от Болоньи. Его родные принадлежали к слоям интеллигенции. Корелли был пятым ребенком в семье, семья жила бедно. В раннем детстве Арканджело увлекся игрой на скрипке, занимался у местного скрипача. Когда подрос, был направлен в Фаенцу, где пользовался покровительством местного князя Ф. Ладархи и получал от местного священника уроки скрипичной игры. Затем продолжал занятия в Луго и, наконец, в 1666 году -- в Болонье. Здесь он сразу погружается в строгую атмосферу инструментального музицирования, слушает игру М. Каццати М. Каццати -- капельмейстера собора Сан-Петронио, скрипачей, работавших там,-- Б. Дж. Лауренти, Дж. Б. Витали, Л. Бруньоли, Дж. Бенвенути.

Уже к середине XVII века сложилась школа скрипичной игры - Болонская школа. Ученик основателя этой школы Э. Гаибары - Дж. Бенвенути считается учителем А. Корелли. Дж. Бенвенути развил у молодого скрипача элементы техники, выразительность исполнения, навыки сочинения. В какой-то мере воздействие на него оказал и другой ученик Э.Гаибары, Л.Бруньоли, который надолго сохранил славу отменного виртуоза и одаренного импровизатора. Поэтому именно скрипичное творчество больше всего привлекало Корелли.

Музыкальные способности, строгое обучение и упорный характер Арканджело Корелли привели его к первому успеху. В семнадцать лет (1670) А. Корелли становится членом болонской "Академии филармоников". Члены академии объединяли в своей среде, как профессионалов, так и любителей музыки. Требования были довольно строгими, для поступления необходимо было выдержать испытание по композиции. Не каждый мог выдержать экзамена, но А. Корелли с честью преодолел его. Концерты, ученые диспуты, просто творческие встречи - основной стержень деятельности таких академий. Здесь музыканты-профессионалы, встречаясь с представителями интеллигенции и образованными дилетантами, расширяли кругозор, укрепляли свое общественное положение. Роль академии была очень велика в выработке новой, светской культуры.

Пять лет, которые Корелли провел в Болонье, стали для него замечательной школой, той художественной базой, которая дала возможность полностью развить его талант скрипача и особенно композитора.

Расцвет творческой и исполнительской деятельности

Карьера Корелли, при всех его блестящих артистических данных, не могла развертываться в быстрых темпах. Италия, с ее большим числом капелл - консерваторий, частных кружков, академий, оперных театров, создавала мощный приток молодых артистов, соискателей и соревнователей в поисках работы.

По некоторым сведениям он уже в 1671 году числится скрипачом в театре «Tor di Nona. В 1675 году - скрипачом капеллы храма св. Людовика Французского. А в 1679 году, Арканджело Корелли выступил в качестве концертмейстера в римском театре Капраника, где шла опера его друга Бернардо Пасквини Пасквини - выдающийся композитор, один из наиболее выдающихся итальянских органистов, много лет был органистом церкви Santa Maria Maggiore в Риме, а позднее, кроме того, еще камермузыкантом принца Боргезе. Написал несколько опер; фп-ные пьесы его сочинения дошли до нас в сборнике "Toccates et suites pour le clavecin de MM. P., Paglietti et Gasparo de Kerle" (1704). Органные пьесы и трактат о контрапункте остались в рукописи., создаёт сонаты для скрипки и лютни, посвятив их своему меценату, князю Ф. Ладархи. О судьбе этих сочинений ничего не известно. Лишь в 1681 году выходит из печати его первый опус - трио-сонаты, посвященные королеве Кристине. В это же время занимается по композиции у М. Симонелли М. Симонелли - органист, композитор, певец папской капеллы, а также работает скрипачом в инструментальном ансамбле во время церковных служб.

Известно, что уже с конца 1670-х годов композитор работал над скрипичными сонатами соло. Сонаты были опубликованы как опус 5 лишь в 1700 году. Это одно из самых ярких свидетельств того медленного и вместе с тем тщательного процесса, в каком рождались его замечательные музыкальные произведения.

В 1682 году Корелли становится первым скрипачом большого ансамбля (10 скрипачей) в капелле св. Людовика. Вторую скрипку играет его ученик Маттео Форнари, который станет другом Корелли и никогда его не покинет. До 1708 года Корелли регулярно участвует в качестве руководителя этого ансамбля на различных праздниках, позднее его заменяет на этом посту М. Форнари.

Композитор был одним из активных участников салона бывшей королевы Швеции Кристины "палаццо Риарио". Здесь Корелли познакомился с выдающимся итальянским мастером, оперным и камерным композитором Алессандро Скарлатти. В противоположность, А. Скарлатти, исключительно продуктивному композитору, А. Корелли был необычайно осторожен в своих творческих опытах. Композитор отделывал свои сочинения до полного совершенства. Он относится к числу тех композиторов, чье творческое наследие не очень многочисленно, но зато оставило по себе глубокий, яркий след в истории музыки.

Последние годы

В 1687 году Корелли поступил на службу к кардиналу Панфили, у которого он работал капельмейстером до 1690 года. Изданные еще в 1685 году трио-сонаты для двух скрипок, смычкового баса или клавесина op. 2 были посвящены ему.

С 1690 года Корелли работал у кардинала Пьетро Оттобони. Оттобони вплоть до старости сохранил страстную любовь к музыке. У него в течение многих лет Корелли руководил музыкальными собраниями, заведовал его капеллой. Здесь в 1708 году произошла встреча с Г. Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление.

В инструментальную капеллу под управлением А. Корелли входило свыше тридцати музыкантов, находившихся у Оттобони на постоянной службе. Корелли был выдающимся дирижером-концертмейстером. Даже не профессионалы, а просто культурные, чуткие слушатели умели оценить в Корелли его стремление добиться «точного аккорда у инструментов», а что он делал со своей собственной скрипкой, это «превосходило самое чудо».

Арканджело Корелли был очень требователен к игре своего оркестра, игра «одним смычком», одним штрихом, считалась незыблемым законом. Он останавливал оркестр, если только замечал уклонение хоть у единого смычкаТакая заботливость Корелли к единству действий у скрипачей-оркестрантов должна рассматриваться как показатель повышающихся требований к смычку; этим объясняется тот быстрый прогресс, который смычок, примерно с эпохи Корелли, стал претерпевать изменения в своей конструкции и отделке. .

В последний период жизни Корелли был занят интенсивной работой над сборником «Сонат для одной скрипки и смычкового баса или клавесина» op. 5, изданном в 1700 году. Он шел здесь путем широкого и яркого выявления возможностей скрипки как сольного инструмента. Параллельно продолжалась и другая, весьма важная работа Корелли над созданием «Concertо grossо» op. 6. В своем завещании, подписанном «собственноручно» 5 января 1713 года, Корелли передал и поручил публикацию этого произведения Маттео Форнари, которому передал и доходы с этого издания. «Concertо grossо» вышли посмертно в Амстердаме в 1714 году.

С 1710 года Корелли перестал выступать публично. В конце 1712 года он переехал из кардинальского дворца в свою скромную частную квартиру, где умер 8 января 1713 года.

Творческое наследие

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах Здесь обозначение opus - опус (русс.)

Ор.1. Двенадцать трио-сонат da chiesa (с сопровождением органа), 1681 год

Ор.2. Двенадцать трио-сонат da camera (с сопровождением клавесина), 1685 год

Ор.3. Двенадцать трио-сонат da chiesa (с сопровождением органа), 1689 год

Ор.4. Двенадцать трио-сонат da camera (с сопровождением клавесина), 1694 год

Ор.5.Одиннадцать сонат и вариации La Folia для скрипки (с сопровождением клавесина), 1700 год

Ор.6. Двенадцать concertо grossо, 1712 год.

Сольные сонаты ор.5 и концерты ор. 6 составили вершину творчества Арканджело Корелли.