Заключение
В Concerto grosso №8 использованы все шесть типов движений. В произведении наблюдается ладотональное единство (три части написаны в основной тональности). Только в лирическое Adagio введена мажорная контрастная тональность, но после нее следуют две части в основной тональности. Завершает композицию одноименный мажор. Тональный план на уровне частей содержит умеренный контраст: первая степень родства (Es-dur, c-moll) и ладовую модуляцию. В данном случае появление соль мажора связано с программным подзаголовком. Музыка финала в духе пасторали из всех частей наиболее настраивает на рождественское умиротворенное и светлое настроение.
Части произведения имеют интонационное родство. Начальный мотив Grave в варьированном виде открывает все соль минорные части и является строительным материалом во всех голосах. Не исключено, что первоначальный напев заимствован из хорала, так как способ работы напоминает хоральную обработку.
Музыка барокко, в том числе и музыка Корелли, наполнена многочисленной символикой. В произведении встречаются мотивы - символы: секунды ламенто, мотив «креста» и др., которые связаны с образами страдания, распятия. Они представлены в минорных частях. Символичен и выбор тональностей: бемольные тональности начальных четырех частей с их сумрачной окраской и светлая тональность соль мажор в финале, олицетворяющая само Рождество.
Арканджело Корелли можно заслуженно назвать основоположником итальянской скрипичной школы. XVII - н. XVIII века. Опираясь на народные традиции, Корелли обобщил лучшие достижения итальянской скрипичной музыки XVII в., заложил своим творчеством основы предклассического стиля в скрипичном искусстве.
Творчество Корелли обогатило и концертирующий стиль музыки барокко, предваряя тем самым развитие сольного инструментального концерта. Два вида концертирования кристаллизуются в его concerti grossi - полифонического и гомофонно - гармонического склада. «Concerti grossi» Корелли - замечательнейший памятник искусства музыкального барокко, пленяющий до сих пор глубиной содержания, красотой мелоса и архитектоническим совершенством форм.
Воздействие Корелли на музыку современников композиторов последующих поколений было очень велико. Достаточно назвать Д. Тартини и А. Вивальди в Италии, Ф. Куперена и Ж.М. Леклера во Франции, Г. Генделя и И.С. Баха, И. Маттезона и Г. Телемана в Германии, Дж. Экклза в Англии, И. Бенда в Чехии
Сам жанр 6-го опуса великого итальянского мастера находит продолжателей в лице Игоря Стравинского, Белы Бартока, Багуслава Мартину и других авторов-музыкантов ХХ века.
Список литературы:
1. Г. Боффи. Большая энциклопедия музыки. М. АСТ Астрель. 2006.
2. Л. Гинзбург, В. Григорьев. История скрипичного искусства. Вып 1. М. Музыка. 1990.
3. О. Захарова. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века. «Музыка», 1983.
4. М. Зильберквит. Мир музыки. М. Детская литература. 1988.
5. Д. Кирнарская. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. Институт «Открытое общество» М. Слово. 1997.
6. К. Кузнецов, И. Ямпольский. Школа старинной музыки. М. Государственное музыкальное издательство. 1953.
7. Л.Н. Раабен. Скрипичные концерты барокко и классицизма. СП-б. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2000.
8. К. Розеншильд. История зарубежной музыки до середины XVIII века. М. Музыка. 1973.
Интернет ресурсы:
1. http://dic.academic.ru
2. http://blagaya.ru
3. http://maykapar.ru
4. http://www.sinergia-lib.ru