logo
Concertо grossо Арканджело Корелли

3.1 Concerto grosso №8 «Рождественский»

В качестве предмета исследования выбран Concerto grosso №8 g-moll «Рождественский». Мы выбрали этот концерт, потому что он самый популярный, один из самых часто исполняемых концертов и нам он показался интересным и с точки зрения программности. Хотя каждый из 12 концертов уникален, имеет собственный облик.

В партитуре под заголовком можно увидеть надпись: «Fatto per la notte di natale», что в переводе с итальянского дословно означает: « Совершено в ночь на Рождество».

Концерт относится к разновидности da chiesa, т.е. был предназначен для исполнения под сводами церкви.

Концерт - циклическое произведение. Данный концерт состоит из пяти частей:

1. Vivace - Grave - Allegro - g - g - g

2. Adagio - Allegro - Adagio - Es - c - Es

3. Vivace - g

4. Allegro - g

5. Pastorale: Largo G -e - G

Инструментальный состав на протяжении всего произведения не меняется - струнные инструменты с Basso continuo. Однако музыка не выглядит монотонной. Этому способствует мастерство композитора достигать разнообразия иными средствами - благодаря смене темпа, регистра, фактуры и плотности звучания.

В музыке барокко контраст играет важную роль. Рассмотрим проявление контраста, на примере Concerto grosso №8 «Рождественский» А. Корелли.

Vivace - Grave - Allegro

Первую часть открывает быстрое целеустремленное вступление tutti (6 тактов). Затем медленный раздел Grave задает тему - главный мотив, построенный на интонациях lamento (g-fis-g), он проходит во всех частях.

Прослеживается сходство данных мотивов. Корелли взял в качестве цитаты мотив из рождественского хорала. Многие композиторы барокко брали какой-либо хорал, работали с ним в своих произведениях. Корелли даёт ему большее развитие, придавая большую драматичность. Этот мотив проходит во всех частях, но в различных модификациях: меняется темп, ритм, движение мелодии, и.т.д.

Первыми в обеих группах вступают басы и орган, потом - альты и I скрипки, затем II скрипки. Мотив проходит во всех голосах. Также здесь есть символ «креста», символизирующие страдания Иисуса Христа.

concerto grosso корелли скрипичный

Голоса двигаются плавно, степенно. Раздел заканчивается мажорным аккордом, подчёркивая устойчивость. Этим приёмом пользовался раннее в своих сочинениях, в прелюдиях и фугах из ХТК. И. С. Бах Данный раздел можно отнести к третьему типу движения.

Третий раздел Allegro начинается с канона первых и вторых скрипок. Создается эффект эха. Канон продолжается на протяжении пяти тактов, канон сменяют переклички в голосах. Голоса перебивают друг друга, пытаясь догнать. Динамические эффекты эха, имитации были весьма популярны в музыке барокко. Для полного достижения эффекта оркестр рассаживался особым образом: группы ripieno и grosso сидели отдельно друг от друга с разных сторон. Под сводами церкви с ее идеальной акустикой такое пространственное звучание производило неизгладимое впечатление на слушателей.

Струнная группа grosso играет здесь непостоянно, выполняет поддерживающую роль аккомпанемента, частично дублируя партии I и II скрипок.

Во второй теме Allegro есть имитация. Тему I скрипок в следующем такте продолжают II скрипки, и так они обмениваются элементами главного мотива на протяжении 4х тактов, но уже в 11 - м такте имитация возобновляется в динамике f, затем повторяется на p. Этот раздел соответствует четвертой картине, четвертому типу движения.

Adagio - Allegro - Adagio

Нетрудно заметить смену темпа между частями и внутри них. Например, вторая часть написана в трехчастной форме (АВА1). Adagio написано в тональности Es-dur. Тональность при ключе имеет три бемоля, что означает символ Святой Троицы.

Мелодия плавная, она перетекает с одного голоса на другой, мотив переливается. Как и в 3 - м разделе I части парящий над всеми партиями мотив I скрипок плавно передает его II скрипкам. Говоря о выразительной стороне, можно предположить, что парящая, лёгкая мелодия напоминает полёт ангелов, спускающихся с небес. Они возвещают всем о великой радости, о великом событии - рождении Спасителя. В этой части grosso уже не дублирует мелодию, а лишь гармонически поддерживает её. По жанру Adagio напоминает хорал, из-за медленной, спокойной пульсации аккомпанемента. Соответствует второй картине.

Allegro (c-moll) - моторная и напряженная энергия, постепенное нарастание и угасание этой энергии. Моторность в мелодии создается с помощью непрерывного движения шестнадцатых. Allegro можно соотнести с четвертой картиной.

Adagio - В конце раздела (последние 4 такта) тоже присутствует имитация, в это время - проходящая септима в басу после моторности шестнадцатых, мерный и спокойный шаг четвертей возвращает в исходное умиротворенное состояние.

Vivace

Третья часть концерта подвижна, величественна, напоминает шествие. Из-за трехдольности и подвижности темпа есть сходство с придворным танцем - менуэтом. Есть соответствие с шестой картиной. Вступают сначала ripieno, затем grosso. В данной части grosso выступает и как в роли дублирующей партии, и как в роли аккомпанемента. Вторая тема начинается с небольшого мотива, который был в первой теме во втором такте.

В целом вся часть построена на секвенционных мотивах.

Четвёртая и пятая части (Allegro, Pastorale: Largo) тоже имеет друг с другом контраст. Он выражен в смене темпа, в смене жанра: с более светской музыки на более возвышенную, но одновременно простую, которая выражается в народном жанре Пасторали. Пастораль - (франц. pastorale, «пастушья музыка»). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, рисующая картины природы или сцены сельской жизни, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку Контраст также наблюдается и в смене музыкального звучания - иногда плотного, а иногда разряженного.

Allegro

Четвертая часть написана в трехчастной форме. Относится к пятому типу движения. Мелодия декламационная, острая. В самом начале - небольшой канон. Вступают ripieno, затем вся группа grosso. Только в каденционных зонах играет tutti. Grosso не только придаёт фактуре плотность и густоту, но и поддерживает партию ритмически, подчёркивая синкопу.

Во втором разделе этой части I и II скрипки ripieno играют вместе параллельными терциями более распевный мотив, а все остальные выполняют гармоническую и дублирующую роль.

Затем фактура вновь меняется. Первая солирующая скрипка ведёт контрапунктирующую линию ко всем партиям, модулируя в тональностях: b-moll, c-moll, d-moll. Во всех остальных голосах - вытянутая гармония. Затем опять повторяется главный мотив первого раздела, но уже с изменениями.

Между частями Allegro и Pastorale Largo нет паузы, эти части исполняются подряд.

Pastorale: Largo

Все исследователи данного произведения обращают особое внимание на заключительную часть. Данная часть написана в светлой одноименной тональности G-dur в трехчастной форме. Из-за отсутствия паузы между предыдущей и данной частями, создается явный контраст, после минора, светлый и радостный мажор. Эту часть можно отнести к первой картине.

Здесь все голоса вступают вместе, I, II скрипки ripieno звучат параллельными терциями. Мелодия плавная, спокойная, все голоса находятся в согласии. Виолончель - concertino и группа grosso поддерживают гармонию. В части пасторали А. Корелли пользуется ещё одним приёмом контраста - регистровым контрастом. Он поднимает регистр ещё выше, и оставляет играть только солистов и орган. Создается разница между верхним и нижним регистрами так, что средние голоса не задействованы. Фактура очень лёгкая, прозрачная. Голоса стремятся вверх к небесам, затем спускаются вниз. Будто Вифлеемская звезда зажглась на небе, и свет ее постепенно спускается на землю.

Жанровые истоки мелодии идут от рождественской песни. Хотя некоторые исследователи утверждают, что это жанр сицилианы.Сицилиана -- старинный итальянский танец в характере пастушеской идиллии (итальянское siciliana -- сицилийский). Исполняется плавно, в умеренном темпе. Для музыки танца типичны триоли с пунктирным ритмом. Размеры бывают различными: 6/8, 9/8, 12/8. В музыкальной литературе XVII--XVIII вв. Сицилиана иногда входила в циклические формы (напр., в Сонату № 4 для клавира и скрипки И. С. Баха). Мелодия в течение всей части всё время идет постепенно то вверх, то вниз.

Перед вторым разделом используется секвенция, представляющая собой восходящую ч 4.

Второй раздел окрашен минорной параллельной тональностью e-moll. Выразительные интонации виолончелей - вопросительные, присутствует секвенция, усиливающая важность и значимость вопроса. Используется также приём эхо, это придает мелодии бесконечность, непрерывность звучания.

Третий раздел повторяет первый, такая же спокойная, умиротворенная музыка, всё находится в спокойствии, в гармонии, счастье незыблемо и бесконечно.

Что касается пасторальной части в целом, то можно сделать выводы: где подчёркивается сокровенность происходящего, сердечная радость Марии, родившей Иисуса, яркий свет звезды, которой знаменует это радостное событие - фактура более прозрачная, употребляются более высокие регистры и играют исключительно солисты. А там, где подчёркивается общность праздника, вступает группа grosso в каденционных зонах, а также во вступительных разделах - фактура приобретает здесь плотность и мощность звучания.

Неслучайно часть написана в жанре пасторали. «Пастораль» - одно из высших творческих достижений Корелли. Это прекрасный образец того изумительного художественного мастерства, когда гениальный мастер Корелли, прикоснулся к истокам народного творчества. «Пастораль» Корелли относится к области тех же явлений. Она навеяна подлинной народной музыкой, наигрышами итальянских «пифферари», флейтистов, гобоистов, волынщиков; на праздники они спускались с гор в Рим и услаждали слушателей на улицах, площадях. В данном концерте пастораль своей жанровостью, простотой мелодии помогает представить картинку деревенской природы, на лоне которой и родился Иисус.

Пастораль помечена ad libitum. Для эпохи Корелли предложить подобный финал, да ещё идущий в темпе Largo было очень неожиданным, что композитор постарался обезопасить себя этой оговоркой. Пьетро Локателли в concerto grosso № 1 op. 8 f - moll также заканчивает пасторалью. Схоже и строение: 5 частей, последняя 5я часть - пастораль заканчивается одноименным мажором - F - dur.

Предыдущая часть представляет собой традиционное заключение цикла, и ею в принципе можно закончить концерт. Однако Корелли продолжил цикл. Ad libitum, безусловно должно быть снято - пастораль подлинный итог цикла.