logo
Concertо grossо Арканджело Корелли

Глава 2. История жанра Concerto grosso

Concerto grosso - так называлась самая ранняя разновидность концерта, возникшего в 70-е годы XVII в. Она представляла собой сопоставление солирующих ripieno и аккомпанирующих grosso. Родословную кончерто гроссо ведёт либо от вокально-инструментального концерта, либо от ансамблевой сонаты, сложившейся в XVII веке.

Concerto - в буквальном переводе - «устройство», «согласие». Исполнительский состав оркестра Корелли представляет собой удвоенный струнно - смычковый квартет аккомпанемента и трио солистов - две скрипки и виолончель.

Основоположником жанра concerto grosso считается итальянский композитор Алессандро Страделла. Но Арканджело Корелли довел этот жанр до совершенства. Выдающиеся образцы concerto grosso наряду с Корелли создали И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди. К тому времени концерт как вокально-инструментальный, а затем и инструментальный жанр уже имел свою долгую историю, восходящую в музыке XVI - XVII столетий (А. Страделла, А. Габриэли, А. Банкьери, Г. Виадана и другие).

Идея появления concerto grosso как жанра возникла под влиянием духовой вокальной музыки. В начале XVII века были известны роскошные многохоровые композиции - в них мощному пению множества певцов эффектно противопоставлялись голоса солистов. Композиторы болонской школы - хотели повторить подобный эффект в инструментальной музыке, чередуя solo и оркестровое titti. Струнной музыке, напоминавшей человеческий голос, легко было завоевать любовь итальянцев. Новые струнные жанры - камерная трио-соната и concerto grosso - быстро стали популярны.

Развивая и качественно обновляя форму трио-сонаты, расширяя ее исполнительские рамки, Корелли создал свои «Concertо grossо» op. 6. Наряду с концертами Генделя и И.С Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи.

Характерное название сборника его Concerti grosso: «Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по желанию в состав кончерто гроссо и могущих быть удвоенными». Concerto grosso Корелли включает от 4 до 6-7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Музыкальное единство Concerto grosso Корелли проявлялось и в сохранении основной тональности на протяжении всех частей. Музыка патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущается связи с народными истоками.

2.1 Жанровые разновидности и строение concertо grossо

По жанровым разновидностям, кореллиевские concerti grossi op. 6 отчётливо разделяются на две группы:

1. №№ 1-8 da chiesa (в сопровождении органа)

Basso continuo поручено органу. Здесь почти все циклы пятичастны, с тематизмом и композиционной планировкой частей: Allegro, Vivace, Grave, Adagio ,Largo.

2. №№ 9-12 в жанре da camera (в сопровождении чембало), то есть предназначенный для чисто светского исполнения.

Basso continuo поручено чембало. Таков же и жанровый облик отдельных частей камерного цикла: Прелюдия (медленная), Аллеманда, Куранта, Жига Сарабанда (обычно подвижная у КореллиВ Двенадцатом концерте сарабанда имеет темповое обозначение Vivace), Гавот, Менуэт.

Впрочем, концерты da camera и da chiesa иногда как бы «обмениваются» жанровыми признаками. В камерных циклах посреди «партитных танцев», являются Allegro, Andante, Adagio.

Все камерные концерты начинаются с прелюдии, за которой следуют танцевальные пьесы, лишь изредка «замещенные» медленными вступлениями или концертирующими Allegri.

Церковные концерты этого сборника более торжественны, серьёзны, однако в их темах то и дело слышатся ритмы жиги, гавота или менуэта.

Глава 3. Корелли - живопись в жанре concerto grosso

Ещё одним увлечением маэстро Корелли была живопись - он был страстным собирателем картин, ему принадлежали многие полотна выдающихся художников, таких как М. Караваджо и П. Брейгль. Вся жизнь Корелли прошла в Риме, среди шедевров искусства Возрождения. Созерцая прекрасные дворцы и храмы, фрески и статуи, он стал истинным знатоком и ценителем высокого мастерства своих предков - итальянцев - Донате Браманте, Рафаэля Санти, Микеланджело Буанарроти. Не удивительно, что, любя столь преданно пластические искусства, скрипач и композитор Корелли был в своем воображении и живописцем - в нем жила душа художника.

Известный музыкальный исследователь Дина Кирнарская в своей книге «Классическая музыка для всех» пишет, что «Корелли, как и многие композиторы барокко в своём творчестве опирался на принцип движения. Естественное движение стало излюбленной темой музыкальной «живописи» Корелли. Рисуя движение, необходимо было избрать для каждой музыкальной «картины» своего рода сюжет. Для Корелли тип музыкального сюжета определяется темпом - быстрым и медленным. Подобно двум типам сюжетов в живописи, каждый из музыкальных темпов имел свою смысловую окраску. Медленные темпы ассоциировались с обращением к Богу, с образами углубленного раздумья. Быстрые - с музыкой светской, с музыкой досуга. Каждый из музыкальных темпов выступал в нескольких разновидностях, подчеркивающих характер движения»:

Largo (широко), Adagio (медленно), Andante (шагом), или Allegro (весело), Presto (очень быстро), Vivace (живо).

Исследователь выделила шесть основных типов движений, которые отражают разные эмоции и состоянии:

1. Медленный темп. Он связан с чувством покоя и умиротворения, когда движение порой едва заметно. Мелодическая линия мягкая, колорит мажорный, ровный и ясный. Для ровности колорита подойдёт гомофонная фактура, чтобы голоса звучали слитно, согласно, как бы переливаясь. Первый тип медленных «портретов» Корелли даёт обобщенный образ умиротворения и счастья: так проявляют себя все люди, в чьей душе поселилось это чувство.

2. Движение величественно и торжественно. Так двигаются процессии во время официальных церемоний, праздничных или скорбных, и движение их происходит в ритме шествия. Мелодические линии скупые и жесткие, колорит чаще мажорный, шаг мерный. Музыкальные «фигуры» близко расположены, однако очерчены ясно - плотные аккорды неуклонной поступью следуют друг за другом.

3. Последний вид медленного движения производит впечатление напряженное, стесненное, как будто движению что-то мешает, но оно, тем не менее, неуклонно продолжается. В природе такого рода движение подобно прорастанию молодого побега, пробивающегося сквозь скалы, или состоянию предгрозового ожидания… В душе человека это может быть томительное раздумье. Мелодическая линия - плавная, «тягучая», каждая интонация с трудом выплывает из небытия; колорит, как правило, минорный, диссонантный; фактура - полифоническая, хоровая, когда сказанное одним голосом подхватывает и продолжает другой.

4. Движение размашистое и броское, полное неукротимой энергии. Облик такого движения Корелли передает крупным резким музыкальным «штрихом». Фактура беспокойная, похожая на фугу, где голоса, перебивая, будто стремятся догнать друг друга.

5. Быстрое движение, устремленное и летучее - так бежит горный ручей, так двигается человек в состоянии радости, когда он чувствует избыток сил и не может усидеть на месте. Мелодическая линия в моторно-виртуозной картине очень разнообразна - она взлетает вверх или кружится «вокруг своей оси», она выписывает петли или зигзаги; колорит чаще мажорный, яркий, блестящий. Голоса поддерживают и направляют в определенное русло рельефно подчеркнутую мелодию, которую ведет солирующая группа.

6. Этот тип движения напоминает оживленный танец с поклонами и реверансами. Мелодическая линия приобретает волнообразные, изящные очертания; колорит - мягкий, прозрачный. Расположение голосов - аккордовое, четкое и собранное.

Concertо grоssо Корелли - большая музыкальная фреска из двенадцати портретов: некоторые их них построены как своеобразная выставка обобщенных картин портретов природных и душевных движений. Все картины расположены по принципу контраста: быстрые «картины» будут чередоваться с медленными, мажорные с минорными. Мелодический стиль концертов отличается строгостью и простотой. Гармонический язык здесь предельно прост и уравновешен, что отвечает общему настроению ясности и величавого покоя.

Круг тональностей неширок, преобладают мажорные:

№№ 2,6,9,12 - F-dur

№№ 1, 4, 7, - D-dur

№№ 5,11 - B-dur

№10 - C-dur

№3 - с-moll

№8 - g-moll (dur)