logo search
Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века

3. Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

жанр русский романс музыкальный

В творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова жанр романса не занял центрального места. Тем не менее, неоднократно обращаясь к этому жанру, композитор создал немало примечательных сочинений, занявших видное место в русской вокальной лирике XIX столетия. Среди них выделились романсы 1865 - 1870 годов и особенно 1897 - 1898 годов (в этот последний период создано 47 романсов). У П.И. Чайковского жанр романса напротив занимает огромное место. Романсы Чайковского - вершина русского классического романса XIX столетия. Они пользуются широчайшей популярностью у миллионов слушателей, ибо воплощенные в них чувства и переживания близки каждому человеку. Это тот самый случай в искусстве, когда субъективное, личное становится общезначимым. В.Г. Белинский писал в свое время о М.Ю. Лермонтове: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество». Эти слова Белинского в полной мере могут быть отнесены к Чайковскому. Любовь к людям, к жизни, вера в неисчерпаемые творческие силы человека, в красоту его души - вот что отличает вокальную лирику Чайковского.

Вокальной лирике Римского-Корсакова и Чайковского свойственны некоторые черты, присущие русскому романсу в классический период его развития. Демократизм содержания в романсах композиторов, сочетается с подлинным демократизмом музыкального языка, опирающегося на народную музыку, на интонации городского бытового романса. Жанр бытового романса впитал в себя характерные интонации русских крестьянских песен, городских песен, цыганского фольклора, интонации танцевальной музыки, особенно вальса. Это интонационное разнообразие получило оригинальное претворение в богатейшем романсовом наследии творцов.

Так же прослеживается взаимосвязь романсного и оперного жанров. К примеру, у Римского-Корсакова отдельные из его романсов 60-х годов, появившиеся раньше опер, послужили для них своего рода эскизами. Например, «Колыбельная» перенесена (с некоторыми изменениями) в оперу «Боярыня Вера Шелога». В ряде романсов можно встретить как бы прототипы его будущих оперных героинь. Так образ романса «Свитезянка» родствен образам Панночки из «Майской ночи», Волхвы из «Садко», Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане». Для Чайковского также камерно-вокальное творчество было своего рода лирическим дневником, в котором запечатлены многие мотивы, получившие затем более развитое воплощение в его крупных произведениях оперного и симфонического плана.

В вокальных сочинениях, лирика Римского-Корсакова отличается светолосозерцательным, сдержанным, за редким исключением без эмоциональных драматических порывов характером.

Романсам 60-х годов соответствует характер:

1. Декламационный («На холмах Грузии»)

2. Картинно-изобразительный или пейзажный («Ночь»)

3. Восточно-экзотический (еврейские песни)

Характерная особенность многих романсов Римского-Корсакова - стремление к картинности, живописности музыки. Почти всем романсам раннего периода композитора присуща не личностная экспрессия, а живописность и пейзажность. Отсюда особый тип соотношения вокальной и фортепианной партии: основное образное содержание произведения часто передается в инструментальных формах. Таковы глубоко самобытные интерпретации Римксим-Корсаковым многократно распетых в русских романсах стихотворений «На холмах Грузии» (А.С. Пушкин), «Ель и пальма» (Г. Гейне - М.Л. Михайлов), «Ночевала тучка» (М.Ю. Лермонтов), «Ночь» (А.Н. Плещеев). Здесь проявились коренные свойства натуры и миросозерцания художника:

1.ощущение слиянности человека с природной стихией, которым проникнуто все его творчество;

2.строгость эстетического чувства, следование, пока еще интуитивное, «эстетике избежания банального», в данном случае традиционных моделей бытового романса. В романсах Римского-Корсакова этого стилистического элемента почти нет, и если среди его ранних романсов встречаются подражания, то они направлены скорее в сторону современного западноевропейского романса (романтическая баллада «Гонец», навеянная «Вильямом Ратклифом», «Свитезянка»)

Хотя молодой композитор не всегда избегает лирические высказывания «от первого лица». Так два гениальных романса 1870 года - «Я верю, я любим», «К моей песне» - это моменты прямого, без «ширм» жанра, пейзажа, необычайно сильного самовыражения.

В ранний период творчества Римский-Корсаков обращается к лирическим стихотворениям, в которых душевное состояние «героя» раскрывается в связи с образами природы, происходит слияние чувств с поэтическими зарисовками картин природы. Таков романс «На холмах Грузии», а в поздний период творчества - «Октава», «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда». Это же специфично для его опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже».

Слияние человеческих чувств с образами природы последовательно воплощено Римским-Корсаковым в вокальном цикле «У моря» (слова А.Н. Толстого, 1897). В пяти романсах цикла море показано то спокойным, ласково-нежным, то бурно-взволнованным. Картины морской стихии соответствуют различным движениям человеческой души. Эта особенность творчества Римского-Корсакова сближает его сочинения с русской народной песенностью, русской народной поэзией.

В вокальных сочинениях лирика Чайковского приобретает новые черты - драматизм, трагедийность. Первым ярким проявлением творческой индивидуальности композитора были шесть его романсов ор.6 (1869) на тексты А. Толстого, Плещеева, Ростопчиной и Мея (переводы из Гейне и Гёте). Два начальных романса написаны на стихи А. Толстого. Но они контрастны между собой. «Не верь, мой друг» напоминает страничку из дневника, тогда как «Слеза дрожит» - это своеобразный философский монолог. В романсе из этого же опуса «Нет, только тот, кто знал» (на стихи Гёте) усиливается декламационное начало. В известной степени он продолжает линию романсов-монологов Даргомыжского «И скучно, и грустно», «Я все еще его люблю»; однако романс Чайковского отмечен большей степенью художественного обобщения. Монолог-элегия «Ни слова, о друг мой» (на слова Плещеева) положил начало трагедийной линии в романсном творчестве Чайковского. Уже этим ранним вокальным опытам композитора присущи исключительная целостность, органичность музыки, раскрывающей многообразный мир человеческих чувств; безупречное совершенство формы.

Новый этап вокальной лирики Чайковского - романсы первой половины 70-х годов. В этот период Чайковский обращается к текстам многих авторов, его привлекает разнообразие поэтических образов.

Новаторскими чертами отмечен уже первый романс этого цикла - «Забыть так скоро» (на слова А.Н. Апухина), написанный в характере лирико-драматической арии. В нем ощущается стремление композитора «симфонизировать» жанр романса, что в дальнейшем нередко можно будет встретить в вокальной лирике Чайковского.

Примечательную страницу творчества Чайковского начала 70-х годов составляют романсы ор.16. Среди них выделяется романс на слова А.А. Фета «Пойми хоть раз». Своей глубокой эмоциональностью, яркой динамичностью это сочинение предваряет такие великолепные романсы Чайковского, как «Хотел бы в единое слово», «Уноси мое сердце в звенящую даль», «О, если б ты могла».

К сочинениям Фета у Чайковского была особая симпатия. Высоко ценя замечательного поэта, Чайковский писал: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Взгляды Фета на поэзию и музыку были очень близки Чайковскому, который считал, что «…музыка все же бесконечно выше поэзии», то есть она способна передавать тончайшие оттенки человеческих чувств, которые не всегда выразимы словами.

Один из шедевров вокальной лирики Чайковского начала 70-х годов - романс на слова Фета «уноси мое сердце в звенящую даль». Полетная, как бы устремленная вперед мелодия романса выразительно дополняет музыкальность стиха Фета.

Римский-Корсаков также как и Чайковский обращался к поэзии Толстого, Фета. Вокальный цикл «Весна» (четыре романса на стихи А.Толстого и А.Фета). Романсы этого цикла близки по сюжету и музыке опере «Снегурочка». Здесь раскрывается тема весеннего пробуждения природы, расцветающей юной любви.

Совсем иного характера - поэтичнейший романс «Не ветер, вея с высоты» (на слова А.Толстого). Это тонкая акварельная картина дремлющей природы, лишь на миг разбуженной внезапно налетевшим вихрем. В этом романсе чарующие образы природы слиты с человеческими чувствами в единое целое.

Большое внимание проявляет Римский-Корсаков к жанру элегии. Его элегические романсы «Редеет облаков летучая гряда», «Медлительно влекутся дни мои», «Ненастный день потух» (на тексты Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива», «Мне грустно» (на стихи Лермонтова), «На нивы желтые», «О, если б ты могла» (на слова А.Толстого) принадлежат к самым лучшим, вдохновенным творениям композитора. Особенно хочется выделить романс «Редеет облаков летучая гряда». Глубокая искренность чувства, благородство, подчеркнутые красивой мелодией, выразительным аккомпанементом фортепиано, ставят элегию в ряд с лучшими произведениями русской вокальной лирики.

Лирика занимает ведущее место в камерном вокальном творчестве Римского-Корсакова, но не единственное. Композитора привлекают философские, эстетические проблемы. Например, в цикле «Поэту» (четыре романса на стихи Пушкина и Майкова) он повествует о судьбах искусства и о назначении художника. Прекрасен романс этого цикла романс «Октава» (на стихи Майкова), воспевающий природу, как источник вдохновения художника. Композитор тонко передает посредством мелодии романса поэтический текст.

Высокого гражданского пафоса исполнены сочинения «Анчар» и «Пророк» (на стихи Пушкина). «Анчар» - в характере ариозо - это недвусмысленное обличение самодержавной власти. Гражданская направленность текста Пушкина еще больше акцентируется музыкой Римского-Корсакова. Композитор неоднократно повторяет основную мрачную музыкальную тему, являющуюся как бы лейтмотивом «древа смерти». В 1906 году Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Анчара» с участием оркестра, чем еще сильнее подчеркнул ариозный характер романса.

«Пророк» воплощает тему о высоком назначении поэта, который призван выражать мысли народа, пробуждать в нем лучшие чувства. Музыка романса, гибко следующая за текстом, достигает своей кульминации в заключительном марше-гимне. Именно здесь наиболее ярко выражена основная мысль произведения:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

В романсовом творчестве Чайковского, новым рубежом является 1875 год. Многие, написанные композитором в этот год, сочинения проникнуты мрачным настроением. Так, в скорбном монологе «На сон грядущий» (слова Огарева) ощущается связь с последующим глубоко трагичным Andante из Третьей симфонии, с пятой симфонией.

В романсах лирико-интимного характера - «Он так меня любил» (на текст самого автора), в элегии «Зачем» (на текст Мея), в лирико-драматическом монологе «Страшная минута» (на текст автора) слышится какая-то гнетущая печаль.

В романсах Чайковского отчетливо вырисовывается трагедийная тема (на примере, в балладе «Корольки»). Ярким контрастом сочинениям 1875 года служат произведения Чайковского конца 70-х годов. В творчестве композитора этого периода отразились оптимизм, полнота чувств, радостное мировосприятие. Все это глубоко ощутимо и в опере «Евгений Онегин», и в Четвертой симфонии, и в Скрипичном концерте, и в романсах. Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк: «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело, могу назвать мое теперешнее состояние счастьем.

Светлым, жизнерадостным состоянием проникнут цикл романсов Чайковского ор. 38. Большинство романсов написано на стихи А. Толстого, которого композитор высоко ценил, Чайковский писал о нем: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Пленительно-проникновенный романс на слова А. Толстого «Средь шумного бала» автобиографичен для поэта. Стихи были написаны под впечатлением встречи Толстого на одном из петербургских маскарадов с С.А. Миллер - будущей женой поэта. Романс написан Чайковским в ритме вальса. Однако жанр вальса получает здесь иную трактовку, нежели в блестящем «Вальсе цветов» из «Щелкунчика». В романсе композитор продолжает линию лирического вальса, начатую Глинкой в «Вальс-фантазии.

Среди других романсов цикла выделяются чудесная романтическая пастораль «То было раннею весной», пылкая «Серенада Дон Жуана», полный страсти романс «О, если б ты могла».

К этому же периоду относятся романсы Чайковского ор. 47 (1880), отличающиеся большим разнообразием тем и жанров. В русском народном стиле созданы песни-романсы «Кабы знала я, кабы ведала» (слова А. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (слова Сурикова). Они повествуют о горькой доле русской девушки, о ее душевной драме. Нарду с характерными для русской песни особенностями, свойственными плачам-причитаниям, в этих романсах Чайковского есть элемент оперной арии. Одно из самых совершенных произведений Чайковского на слова А. Толстого - романс «Благословляю вас, леса». В нем с яркой эмоциональной силой, непосредственностью композитор прославляет единение человека со всей Вселенной. Глубокой печали, сдержанной скорби полны романсы-монологи «Усни, печальный друг», «На землю сумрак пал». И как отрицание темы страдания и одиночества - восторженно и жизнеутверждающе звучит романс «День ли царит».

Множество превосходных песен и романсов было создано Чайковским в 80-е годы. В 1881 годы композитор написал цикл детских песен.

В романсах 80-х годов Чайковский ищет новые темы, новые формы и средства музыкальной выразительности. В этот период композитор впервые обращается к поэзии Полонского, Некрасова, Хомякова, соллогуба, Мережсковского.

Романсы «Ночь» и «Песня цыганки» - тонкое воплощение лирики Полонского. «Ночь» - это характерный для Чайковского романс-монолог, вокальная декламация рождена реалистически-правдивыми интонациями. «Песня цыганки» отличается задушевностью, глубиной чувства.

Трагедийная лирика Чайковского отображается в его романсе «На нивы желтые» (слова А. Толстого). Глубокая психологическая драма раскрывается в нем в единении с природой. Образы природы, окрашенные в смущенно-мрачные тона, усиливают взволнованный драматизм чувства. Начальные аккорды романса в ритме похоронного марша, имитация мерного погребально-колокольного звона, скорбный характер мелодии - все это рельефно подчеркивает основной музыкально-поэтический образ.

Особое место в творчестве композитора занимают шесть романсов ор.65 на тексты французских поэтов, посвященные французской певице Дезире Арто.

Последним словом в области вокальной лирики Чайковского был цикл романсов ор. 73 (1873, на стихи Д. Ратгауза). Композитора захватило содержание стихов Ратгауза, так как оно соответствовало его душевному состоянию последних лет жизни. В цикле сочетается глубокий трагизм со страстными мечтаниями о радости и счастье.

Романсы на стихи Ратгауза пронизаны единой драматургической линией развития. Открывающие цикл прекрасный романс-монолог «Мы сидели с тобой» исполнен драматизма, второй романс - «Ночь» - отмечен чувством трагического одиночества. Этим сочинениям противопоставляются три следующих романса: «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней» - лирико-драматические поэмы, проникнутые оптимизмом. В заключительном романсе - «Снова, как прежде, один», логически-смысловой репризе цикла, с еще большей остротой, чем в романсе «Ночь», звучит тема трагического одиночества.

Оригинальную область вокальной лирики Римского-Корсакова составляют восточные романсы. У Чайковского восточная тематика проявилась в романсе «Канарейка» на сл. Л.Я, Мея. Римский-Корсаков посвящает восточной тематике большое количество романсов. Среди них романсы импровизации - «Восточный романс» («Пленившись розой, соловей»), «В царство розы и вина - приди), романсы-серенады - «Еврейская песня», «Как небеса, твой взор блистает». В «Восточном романсе» 1865 года уже угадывается автор «Антара» и «Шехеразады»: мелодика романса естественна и свежа, форма представляет собой свободное, как бы случайное сочетание «инструментальной импровизации» и «собственно песни». Романс «В царство розы и вина - приди» отличает изысканная пряная лирика. В «Еврейской песне» на стихи Л.Я. Мея 1867 года к этим двум типам мелодики добавляется еще один - «серенада», несущая в себе черты народной песни-пляски. Темы такого типа разрабатываются впоследствии в симфоническом и оперном творчестве Римского-Корсакова. В «серенадах» первой «Еврейской песни» и второй «Еврейской песни» (1870, «Встань, сойди») есть уже все главные выразительные элементы песни-пляски Шемаханской царицы в последней опере композитора (Сброшу чопорные ткани»). Музыковед В.А. Васина-Гроссман подчеркивает необычайную проницательность молодого художника, сумевшего с первых самостоятельных шагов схватить жанровые параметры подлинного восточного музицирования - ашугская импровизация, песня-пляска в сопровождении небольшого инструментального ансамбля - и передать их в форме романса. Прелестные орнаментального склада мелодии, красочные гармонии, своеобразная фактура романсов существенно обогатила музыкальный язык композитора.

Романсная лирика Римского-Корсакова и Чайковского - образец подлинного вдохновения и высокого художественного мастерства. Ее основой, как и вокальных сочинений Глинки, Даргамыжского, послужили привычные широкому слушателю бытующие интонации. Вместе с тем композиторы заметно обогатил обычный тип лирического романса: каждый по-своему расширил его жанровую природу, средства музыкальной выразительности, в частности, возвысили роль фортепианного сопровождения, сделали более сложной и интересной музыкальную форму. Глубина содержания, эмоциональность романсов Римского-Корсакова и Чайковского, полное слияние в них новаторского музыкального языка с поэтическим текстом - все это способствовало продолжению традиций вокальной лирики Римского-Корсакова и Чайковского композиторами конца XIX - XX столетий.