29. Русская культура II половины XIX века
Тема урока: 29.1. Развитие русской архитектуры (историзм, эклектика) — 2 урока.
Бурное развитие русской науки во второй половине XIX века.
Стремительная урбанизация России. Городские постройки как эталон архитектурных вкусов эпохи.
Широкое обсуждение архитектурных проблем в массовой печати как отказ от классицистических идеалов:
требование подражать не формам античности, но “духу древних”;
требование создать свою, национальную городскую архитектуру и начавшаяся реставрация памятников древности;
требование разнообразия в архитектурных формах, применения разных стилей в решении даже одной улицы как реакция на обилие классицистической архитектуры;
требование убрать крупномасштабные постройки и точнее соотносить архитектурное сооружение с миром реального человека.
Новые заказчики архитектора: промышленники, коммерсанты, финансисты и их стремление к реальной и, прежде всего, удобной и экономичной архитектурной среде.
Осмысление воздействия архитектуры на мысли, чувства и настроения человека и способности архитектурного сооружения нести определенную информацию. “Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания...”, Н.В. Гоголь.
Возникновение историзма в архитектуре из естественного стремления к разнообразию впечатлений и удовлетворению разнообразных вкусов заказчиков.
Рождение в рамках историзма русско-византийского стиля в архитектуре — своеобразного “русского ампира” (К. Тон, Н.Л. Бенуа, А. Штакеншнейдер).
Понимание эклектики в русской культуре 2 половины XIX века как “умного выбора”.
Основные творческие методы русского архитектора 2 половины XIX века:
формирование пространства с помощью плоскостей и объемов. Симметрия и асимметрия пространства (но не фасада или плана, как в классицизме);
архитектурное конструирование и активная роль инженера в создании облика сооружения. Металлические конструкции.
Задания:
Как вы думаете, почему именно городские постройки становятся архитектурным идеалом во второй половине XIX века?
Подумайте, существуют ли в вашем родном городе постройки, в которых архитектор пытался воплотить не внешние формы какого-либо из исторических стилей, а “дух стиля”?
Нравятся ли вам улицы, которые сформированы домами, построенными в разных стилях? Представьте себя живущим на такой улице. Будет ли это разностилье влиять на ваше настроение, на ваше восприятие мира? Каким образом?
Что, по-вашему, рождает чувство уюта в архитектурном сооружении? Опишите дом, который, как вам кажется, будет “совершенством уюта”?
Попробуйте четко сформулировать, какую информацию стремиться передать нам архитектура, воспринимаемая, как Ћлетопись мираЛ?
Попробуйте в вашем родном городе найти сооружения, где четко проявляется “умный выбор” архитектора и сооружения, где виден “глупый выбор”?
Тема урока: 29.3. Жанр бытовой картины в живописи (П. Федотов) — 2 урока.
Формирование жанра русской бытовой картины в 40-х годах XIX века:
утверждение новой графики (журнальной и книжной), обслуживающей бытописательную литературу;
возрастание интереса к искусству народного лубка;
распространение в России любительского живописного творчества, отражавшего самые незначительные стороны быта;
влияние на русских художников творчества Хогарта, немецких и французских карикатуристов.
Офицерская служба П. Федотова и редкие посещения классов Академии художеств.
Серия сепий середины 40-х годов — начало пристального интереса к бытовым реалиям:
герои сепий — типичные представители современного художнику города: дворники, няньки, кухарки, лавочники, носильщики, вплоть до кошек и собак (“калейдоскоп характеров”);
непритязательность и карикатурность изображения Федотовым жизни города;
введение в жанровую картину конфликтности.
Федотовские картины маслом (“Свежий кавалер”, “Разборчивая невеста”, “Сватовство майора”):
исчезает многословность и обилие вещей, образы становятся точнее и лаконичнее;
показ картин на академической выставке 1849 года, где перед картинами сам художник читал сочиненные им стихи (рацеи), поясняющие смысл картин; два плана картин: то, чем хотят казаться его персонажи и то, чем они на самом деле являются;
успех Федотова и критика сатирического искусства в “христианском” обществе.
Особенности последних картин Федотова “Вдовушка”, “Анкор, еще анкор!”, “Игроки”:
возвышение образов до уровня метафор (например, одиночество в “Анкор, еще анкор!” или страсть в “Игроках”);
самостоятельное, почти натюрмортное, значение каждого из предметов в мире картины;
большая содержательность “жизни вещей”, по сравнению с “жизнью людей”;
акцентирование смыслового центра композиции сильным цветовым ударом;
искривление, деформация живописного пространства, в соответствии с замыслом картины (“Игроки”).
Задания:
Какие общие тенденции вы можете найти в русской литературе первой половины XIX века и творчестве П. Федотова?
Попробуйте вспомнить героев литературных произведений, которые могли бы оказаться в ситуации картин “Сватовство майора” или “Свежий кавалер”.
Внимательно рассмотрите картину П. Федотова “Игроки”. Какие общие художественные приемы используют П. Федотов и Н. Гоголь для передачи схожих сюжетов?
Как вы думаете, что объединяет (по идеям) федотовских “Игроков” и “Пиковую даму” А. Пушкина?
Картина П. Федотова “Анкор, еще анкор!” и бардовские песни В. Высоцкого. Какие общие черты русской жизни выражают эти явления мира искусства?
Тема урока: 29.4. Академизм и антиакадемизм в русской живописи. “Передвижники” — 3 урока.
К.П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классицистической школы и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве (“Последний день Помпеи”):
романтический сюжет, показывающий человека в критической ситуации;
показ массы людей, толпы, вместо одного героя, как усиление впечатления пограничности ситуации;
контрастное освещение, свойственное романтической живописи;
классически уравновешенная композиция и почти скульптурные рисунок на полотне.
“Последний день Помпеи” — первая в русском искусстве картина об историческом прошлом, воспринятая как метафора настоящего.
“Вечный праздник жизни” в картинах Брюллова из “итальянской жизни” (“Итальянское утро”, “Итальянский полдень”).
Попытка передачи достоинств самого человека, а не его социальной значимости в портретах Брюллова.
Полотно А. Иванова “Явление Христа народу” как центральное событие в русской художественной жизни середины XIX века:
глубинная композиция картины и ощущение приближения чего-то совершенно иного, нового;
пустое пространство (как центр композиции), рождающее тему одиночества Христа и вопрос об отношении к нему;
проблема выбора дальнейшего пути в жизни, стоящая перед всеми персонажами полотна;
противопоставление конкретности первого плана с конкретными людьми, ожидающими крещения, и абстрактной пустыни с почти идеальным Христом.
Гармония стихийных сил природы в пейзажах А. Иванова.
Господство обличительной тенденции в русском искусстве 60-х годов XIX века. Быстрое исчерпание бытовым жанром типичных ситуаций, обличающих “зло жизни”.
В.Г. Перов как художник, переосмысляющий бытовой жанр в русской живописи:
подражание Федотову в ранних картинах, показывающих негативные явления жизни (“Проповедь на селе”, “Крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”);
отказ от сатиры в лучших своих произведениях (“Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”);
отход от повествования и попытки передать в полотнах настроение и сострадание;
активная роль пейзажа в раскрытии смысла картин Перова;
раскрытие духовной драмы личности, “стесненной тьмой проклятых вопросов” в портрете Ф.М. Достоевского;
нарочитое “обесцвечивание” палитры художником.
Появление исследовательской направленности в живописи 70-х годов XIX века. Народничество и постановка вопроса о духовных ценностях и идеалах, которые необходимо воспитать в народе.
Осознание художниками искусства как единственной общественной трибуны в 70-х годах XIX века.
“Бунт четырнадцати” в Петербургской Академии художеств и организация Петербургской артели художников на квартире И. Крамского.
Объединение московских и петербургских художников в Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году (Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин). Устройство выставок “передвижников” по городам России. Появление ЋсвоихЛ критиков (В.В. Стасов) и меценатов (П.М. Третьяков).
Интерес в среде “передвижников” к глубинным внутренним проблемам творческой личности и создание ими галереи портретов “разума и души нации” (портреты Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева, Герцена, Рубинштейна, Салтыкова-Щедрина, Менделеева, Пирогова, Сеченова и др.). И. Крамской как вождь и теоретик “передвижничества”:
идеал личности в портретах Крамского;
взаимное изучение и взаимное воплощение образов друг друга Толстым и Крамским (“Портрет Л.Н. Толстого” Крамского и художник Михайлов в “Анне Карениной” Л. Тостого);
образы пустыни, холода, одиночества и выбор пути в картине “Христос в пустыне”. “Искушение мыслью, оттягивающей решение” как главный мотив картины.
Задания:
Попробуйте сравнить полотно “Последний день Помпеи” К. Брюллова и гравюру “Четыре всадника” А. Дюрера. Какое из них кажется вам более апокалиптичным? Почему?
Попробуйте сравнить полотна “Битва Александра с Дарием” Альтдорфера и “Явление Христа народу” А. Иванова. Какое общее мироощущение пытаются передать художники? Что их различает?
Попробуйте объяснить тот факт, что евангельские сюжеты художники многих видов искусства воплощают не одну тысячу лет, а обличительные сюжеты, изображающие “зло жизни России”, художники исчерпали за несколько десятилетий?
Вспомните, в какие периоды художники начинают писать портреты интеллигенции своей страны? Что, в связи с этим можно сказать о России второй половины XIX века?
Чем Христос А. Иванова отличается от Христа И. Крамского?
Вспомните икону А. Рублева “Христос-Пантократор” из Звенигородского чина. К какому из образов Христа он ближе — к образу А. Иванова или к образу И. Крамского? Почему?
Тема урока: 29.5. Разнообразие жанров в русской живописи: маринизм, портрет, пейзаж, батальный жанр, исторический жанр — 3 урока.
Разнообразие жанров в русской живописи 70-х - 90-х годов XIX века как отражение многообразия взглядов на русскую историю и современность, на человека и природу.
Пристальный интерес к евангельским сюжетам в творчестве Н.Н. Ге:
отражение в картинах художника кризисных ситуаций в предкризисные моменты;
активная работа со световой композицией, выявляющей смысл полотна (“Тайная вечеря”, “Что есть истина?”);
выявление исторического конфликта через психологию героев (“Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”);
натуралистически точное, почти плакатное, изображение кризисной ситуации смерти (“Голгофа”).
Изменения в жанровой картине в 70-х годах XIX века:
укрупнение формата картин и, следовательно, изменение масштаба изображаемого события;
отказ от чисто обличительного звучания полотна;
передача красоты и силы народных типов, основательности народного быта (В.М. Максимов “Приход колдуна на сельскую свадьбу”);
требование воспринимать жанровую картину не с помощью заранее расставленных идеологических акцентов, а “изнутри жизненного потока картины”;
свертывание жанровой сцены в портрет в полотнах Н.А. Ярошенко (“Кочегар”, “Курсистка”, “Студент”);
бытовой юмор в жанровых картинах В.Е. Маковского (“В приемной доктора”, “Любители соловьев”, “На бульваре”).
Этнографически точное описание Востока в полотнах В.В. Верещагина (серии, посвященные Туркестану и Индии).
Реформа Верещагиным батального жанра — перенесение смыслового акцента с официального “казенного патриотизма” на восприятие военных действий глазами простого солдата. Превращение батальных полотен в исторический документ. Символика завоевания в “Апофеозе войны” (“Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим”).
Рождение поэзии пейзажа из повседневного общения с природой:
простое повествование о жизни природы в пейзажах А.К. Саврасова (“Грачи прилетели”, “Проселок”);
сила и мощь русской природы в творчестве И.И. Шишкина (“Рожь”, “В сосновом лесу”);
конфликтное состояние в пейзажах Ф.А. Васильева, уводящее за пределы чистого созерцания (“Мокрый луг”);
яркие световые эффекты в полотнах А.И. Куинджи (“Березовая роща”, “Ночь на Днепре”);
обогащение русской живописи приемами пленэрного письма в творчестве В.Д. Поленова. Запечатление на полотне красоты обыденной жизни без какого-либо специального подчеркивания (“Московский дворик”);
отражение переходных моментов из “жизни природы” (утро, вечер, весна, осень) в пейзажах И.И. Левитана (“Золотая осень”, “Весна — большая вода”). Создание пейзажей-настороений, ассоциативно приводящих зрителя к философским обобщениям (“Над вечным покоем”, “Владимирка”, “У омута”);
марина (от лат. marinus — морской) как самостоятельный вид пейзажа, на котором изображается море, либо борьба человека с морской стихией.
озникновение марины в голландском пейзаже XVII века. И.К. Айвазовский — выдающийся мастер русской марины (маринист), передающий тонкими градациями цвета и света состояние морской стихии и человека, ее созерцающего (“Девятый вал”, “Черное море”).
Творчество И.Е. Репина — вершина в русской и европейской реалистической живописи:
охват художником практически всех сторон современной ем жизни;
способность Репина работать в самых различных техниках и манерах (от классицизма до импрессионизма);
создание “реалистической поэмы о русском народе” (Стасов) в картине “Бурлаки на Волге”. Предельная конкретика образов и яркая передача силы людей с помощью композиции картины;
выявление глубинных индивидуальных особенностей модели в портретах Репина. Возвышение образа до символа (“Портрет К.П. Победоносцева”). Реакция героя портрета на присутствие зрителя;
передача внутреннего, невысказанного конфликта в массовых картинах (например, конфликт “чистой публики” и горбуна в картине “Крестный ход в Курской губернии”);
показ сложности и неоднозначности жанровой ситуации как “повисшего вопроса” (“Не ждали”);
восприятие художником событий прошлого как настоящего, совершающегося на наших глазах и переданного через общее эмоциональное состояние (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану” — “вселенский смех”);
философское осмысление фактов русской истории (например, осмысление вопроса о воздаянии за невинно пролитую кровь в картине “Иван Грозный и сын его Иван 26 ноября 1581 года”).
Творчество В.И. Сурикова – вершина русской исторической живописи:
путешествие Сурикова из Сибири через Москву в Петербург как путешествие из XVI века в век XIX;
особый интерес художника к грани русской истории между Средневековьем и Новым временем;
“Утро стрелецкой казни” как художественное выражение исторического конфликта, затрагивающего все население Руси. Столкновение двух сил в картине (воля Петра I и воля Ћрыжебородого стрельцаЛ) и независимость разрешения конфликта от воли действующих лиц. Выражение конфликта в соотнесении гаснущего пламени свечей и набирающего силу дневного света;
“образ нечаянно остановившегося времени” в картине “Меншиков в Березове”. Ожидание Судьбы как главная тема картины;
претворение ощущения “раскола современной жизни” в “Боярыне Морозовой”. Яркий контраст уходящего в историческую даль прошлого (черный силуэт боярыни) и пестроты современной жизни.
Задания:
Кого бы из “старых мастеров” вы бы назвали главным учителем Н.Н. Ге? Почему?
Подумайте, чем отличаются “Давид” Микеланджело и Иисус с картины “Что есть истина?” Н. Ге в предкризисной ситуации? А что в них общего?
Попробуйте сформулировать, что общего у портретов Н. Ярошенко с искусством скульптуры?
Как вы думаете, что еще, кроме экзотики, заставляет романтиков интересоваться Востоком?
К какому жанру живописи вы отнесли бы “Апофеоз войны” В. Верещагина? А “Портрет Победоносцева” И. Репина?
Подумайте, почему картина И. Репина “Бурлаки на Волге”, написанная предельно реалистично, очень скоро становится символом русского народа? Какая музыка ассоциируется у вас с этим полотном?
Попробуйте сформулировать те национальные черты, которые получили воплощение на полотнах И. Репина “Бурлаки на Волге” и “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.
Как решают вопрос о роли личности в истории И. Репин и В. Суриков? Какое из решений ближе сегодня вам? Почему?
Тема урока: Русский городской и профессиональный романс — 2 урока.
Возникновение романса в Испании в XV веке. Романс как проявление народной культуры.
Романс поэтически и романс музыкальный. Музыкальность как характерная черта любого романса.
Романс и песня. Различение их по тематическому признаку (единственная тема романса — тема любви и многообразные темы песен).
Профессиональный романс. Его возникновение во второй половине XVIII века в Германии, Франции и России (А. Дубянский, М. Козловский) и расцвет в XIX веке в эпоху романтизма.
Национальные школы профессионального романса:
австро-немецкая школа (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Х. Вольф);
французская школа (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне);
русская школа (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов).
Профессиональный романс как личностное высказывание автора и как эскиз, набросок к большому сочинению.
Проблема соотношения текста и музыки в профессиональном романсе.
Усложненность музыкального языка профессионального романса.
Бытовой романс. Его широкое распространение в городской культуре XIX века.
Разновидности бытового романса по манере исполнения (мещанский, сентиментальный, цыганский, старинный).
Основные особенности содержания бытового романса:
влюбленность как основная тема бытового романса;
утопическая, идеализированная любовь в романсе;
предчувствия и воспоминания любви как основное состояние героя бытового романса;
“равнодушие” бытового романса к социальным проблемам;
романс как диалог “его” с “ней”. Романсы-вызовы и романсы-ответы.
Особое требование к атмосфере, в которой исполняется бытовой романс.
Задания:
Как вы думаете, любую ли песню о любви можно назвать романсом?
Подумайте, что общего между любовной лирикой трубадуров и русским романсом? А в чем различие?
Попробуйте нафантазировать (описать, нарисовать, слепить) скульптурные группы с названиями: “Академизм”, “Романтизм”, “Романс”.
Вслушайтесь внимательно в русские романсы. Что такого особого в этом неприхотливом произведении, что позволяет ему, из чисто любовной лирики, перерасти (в профессиональной сфере) в философско-психологическую исповедь?
В профессиональном романсе важной является проблема взаимодействия текста и музыки. А есть ли подобная проблема в живописи? В чем она здесь выражена?
Попробуйте обнаружить черты романса в известных вам современных песнях. А если прислушаться к песням всего XX века, то можно ли среди них найти романсы?
Тема урока: Разнообразие интересов композиторов “Могучей кучки” (сказочные и сатирические оперы Н. Римского-Корсакова, исторические драмы М. Мусоргского, симфонии А. Бородина) — 3 урока.
Возникновение творческого содружества русских (петербургских) композиторов в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков).
В.В. Стасов как идейный вдохновитель содружества композиторов, назвавший их “могучей кучкой” (во Франции — “Пятерка” или “Группа пяти”).
Обычное название группы “Новая русская музыкальная школа” и идейные принципы работы композиторов:
активная борьба против академизма в музыке, доходящая до полного неприятия западноевропейских музыкальных форм, гармоний и мелодики;
решение средствами музыкального искусства проблемы взаимоотношений народных масс, личности и народа;
попытки выявить и показать в музыке “русский характер” во всей его полноте и с разных сторон;
освоение музыкальными средствами русской истории и русского эпоса;
продолжение 3 главных направлений развития русской оперы, обозначенных Глинкой и Даргомыжским (народной музыкальной драмы, оперы-сказки и речитативной оперы).
Эпический характер музыкального мира А.П. Бородина:
неприятие псевдоисторических произведений (опера-фарс “Богатыри” — пародия на историческую оперу) и длительные поиски музыкальных красок для воплощения эпичности русской истории;
тонкое сочетание оркестровой мощи, мелодического размаха с глубоким лиризмом;
принцип неторопливого развертывания и плавного течения музыкальной мысли в произведениях Бородина;
сближение и переплетение национальных черт русской и “восточной” музыки.
Опера “Князь Игорь” как попытка воплощения “летописной” русской истории периода княжеских междоусобиц и половецких набегов. Специальное изучение (с помощью В. Стасова) русских летописей и тщательное воплощение их сюжетов в опере. “Князь Игорь” как исторический источник.
2-я симфония (“Богатырская”) Бородина — воплощение эпической мощи и удали русского национального характера.
Воплощение идеи “народ как личность” в творчестве М.П. Мусоргского:
воплощение ключевых моментов русской истории в произведениях Мусоргского (“Борис Годунов”, “Хованщина”);
отражение в музыке “тончайших черт природы человека” на фоне исторических событий;
своеобразие мелодических построений в операх композитора (хоровой речитатив; психологический речитатив; кантилена, основанная на крестьянской народной песне);
подчинение всех компонентов музыки (вокальные и хоровые партии, оркестровое сопровождение) драматургическому развитию;
необычные тембры и гармонии для выявления кризисных состояний народа и личности.
“Картинки с выставки” М. Мусоргского как яркий образец программной музыки.
Мир русского фольклора в операх Н.А. Римского-Корсакова:
собирание и обработка композитором русских народных песен, ставших основой его произведений;
увлечение композитора древнеславянской мифологией и воплощение ее в операх (“Снегурочка”, “Млада”, “Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Кощей Бессмертный” и т.д.);
попытка показать мифологические процессы в музыке (например, сцена таяния Снегурочки);
активное переосмысление мифологических персонажей и ситуаций, углубление их психологической жизни;
решение нравственных проблем через оперное решение мифологического сюжета (“Садко”, “Кощей Бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”);
едкая музыкальная сатира на современное состояние самодержавия в России (“Золотой петушок”).
Задания:
Выпишите по пунктам все черты сходства в деятельности и произведениях композиторов “Могучей кучки” и художников “Передвижников”. Попробуйте в картинах “передвижников” найти героев опер композиторов “Могучей кучки”.
Сравните произведения Э. Делакруа и А. Бородина. Что характерно русского вы видите в идеях и технике А. Бородина?
Кого из композиторов “Могучей кучки” можно назвать “русским Вагнером”? Попробуйте ответить на этот вопрос с точки зрения звучания оркестра и с точки зрения драматургического развития в операх.
Что объединяет “Картинки с выставки” М. Мусоргского и “Капричос” Ф. Гойи? А что отличает эти циклы от живописных серий У. Хогарта?
Можно ли композиторов “Могучей кучки” назвать романтиками? Почему?
Как вы думаете, возможно ли решать нравственные вопросы с помощью чисто инструментальной музыки?
- Мировая художественная культура Поурочное планирование Культура Нового времени
- 22. Культура западноевропейского барокко
- 23. Культура русского барокко
- 24. Классицизм в культуре Западной Европы
- 25. Культура русского классицизма
- 26. Культура эпохи Просвещения
- 27. Романтизм в мировой культуре
- 28. Культура Западной Европы II половины XIX века
- 29. Русская культура II половины XIX века
- Тема 29.8. П.И. Чайковский — 3 урока.
- Список литературы для учителя мхк по культуре Нового времени