Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
Вопросы:
Русская лирическая опера в творчестве П.И. Чайковского. «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Симфоническое творчество П.И.Чайковского. Симфония-драма (Симфонии №№ 4,5, 6)
Балетная реформа П.И. Чайковского (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).
Фортепианная миниатюра в русской музыке второй половины XIX – начала XX века (на примере произведений П.И. Чайковского).
Симфоническое творчество Н.А.Римского-Корсакова. «Шехеразада».
Оперное творчество Н.А.Римского-Корсакова.
Вокальное творчество Н.А. Римского-Корсакова.
Темы докладов и электронных презентаций:
Трактовка жанра концерта на примере концерта № 1 для фортепиано с оркестром, b-moll П.И. Чайковского.
Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Характеристика творчества Н.А. Римского-Корсакова.
Симфоническое творчество П.И. Чайковского, программный симфонизм: традиции и новаторство (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»).
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Римский-Корсаков Н.А. Оперы: «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный».
Симфонические произведения: «Шехеразада», «Испанское каприччио»,. Романсы: «На холмах Грузии», «Восточный романс», «Редеет облаков летучая гряда», «О, если б ты могла», «Весной». Вокальные циклы «У моря», «Поэту».
2. Чайковский П.И. Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта». Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Симфонии: № 1 «Зимние грезы» (g-moll), № 4 (f-moll), № 5 (f-moll), № 6 «Патетическая» (h-moll). Концерт № 1 b-moll для фортепиано с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром (D-dur).
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Фортепианные циклы: «Времена года», «Детский альбом».
Романсы: «Средь шумного бала», «То было раннею весной», «Серенада Дон-Жуана», «Отчего», «Нет, только тот, кто знал», «Забыть так скоро», «День ли царит», «Благословляю вас, леса», «О, если б знали вы», «Ночь», «Мы сидели с тобой», «Снова, как прежде, один».
Литература
Альшванг А. П.И. Чайковский: Опыт анализа творчества. М., 1967
Асафьев Б. О балете. Л., 1974.
Асафьев Б.В. «Евгений Онегин». Лирические сцены. Избр. труды. Т. 2. М., 1954. Гл. 1.
Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. Л., 1972.
Берберова Н. П.И. Чайковский. СПб., 1997.
Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. Т. 3. 1873 – 1889. Л., 1973.
Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф.И. Шаляпин. 1890 – 1904. Л., 1974.
Головинский Г. «Князь Игорь»: Опера А.П. Бородина. М., 1980.
Дулова Е.В. А.П. Бородин. М., 1990.
Кандинский А. История русской музыки вторая половина XIX века. Т. 2: Вторая половина XIX века. Книга вторая; Николай Андреевич Римский-Корсаков. 2-е изд. М., Музыка, 1984.
Кунин И.Ф. Чайковский. М., 1958.
Мелих Е.И. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Л.: Музыка, 1978.
Оперы Римского- Корсакова: Путеводитель. М., 1976.
Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века». М.: Владос, 2001.
Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955.
Русская музыкальная литература /Ред. А.Н. Крючков. Вып. 2, М.: Музыка, 1980. С. 217–184.
Русская музыкальная литература /Ред. А.Н. Крючков. Вып. 3, М.: Музыка, 1982.
Ручьевская Е. Петр Ильич Чайковский. Л., 1963.
Сидельников Л. Чайковский. Ростов-на-Дону, 1998.
Слонимский Ю. Лебединое озеро П. Чайковского. Л.: Музыка, 1962.
Соловцов А.А. Жизнь и творчество Римского-Корсакова. М., Музыка, 1969.
Стасов Б. Статьи о Римском-Корсакове. М., 1963.
Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. М., 1962.
Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству. М., 1962.
Чайковский и Танеев. Письма /Сост. и ред. В.А. Жданов. М., 1951.
Чайковский П. О композиторском творчестве и мастерстве. М., 1964.
Чайковский П. О программной музыке. М.-Л., 1952.
Чайковский П. О России и русской культуре. М., 1961.
Чайковский П. Об опере и балете. М., 1960.
Черная Е.С. «Евгений Онегин» Чайковского. М., 1960.
Черная Е.С. «Евгений Онегин» Чайковского. М., 1960.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине