1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
Среди русских семейных обрядов совершенно исключительное место занимает традиционная свадебная церемония. Она представляет собой развернутое ритуальное действо, в котором важнейшую роль имеет художественное, эстетическое начало. При этом пению, музыке отводится в нем весьма значительное место.
Обряды, связанные с заключением брака, имеют на Руси многовековую историю, зародившись в глубокой древности, еще до возникновения Киевского государства в архаических традициях протославянских и славянских племен. В процессе своего развития брачные обряды совершенствовались и обогащались.
Русская свадьба своим построением отражает складывавшиеся на протяжении многих столетий религиозные верования русских людей. В современном свадебном ритуале сохранились отголоски древних языческих верований славян. В нем причудливо переплетаются элементы анимистических и христианских представлений. Призывы к могущественным силам природы соседствуют в свадебных песнях с обращениями к христианским святым.
Формирование свадебного обряда связано со всем ходом истории нашего государства, со сплочением разрозненных племен, а затем - феодальных княжеств в единое монолитное целое. Следы былой племенной и феодальной раздробленности Руси отразились в многообразии местных традиций народного пения. Относительная замкнутость сельских общин привела к формированию узколокальных песенных манер, что проявлялось и в ходе свадебных ритуалов: в каждом большом селе существуют свои особые отличия в проведении свадебных торжеств.
Наиболее существенны отличия свадебных обрядов в разных историко-географических зонах России: северные обряды разительно контрастируют по своему ходу и характеру с южнорусскими, сибирские - с западными. Однако при всей пестроте и многомерности, многоликости картины можно с полным правом говорить о единстве и национальной самобытности русской народной свадьбы. Она имеет повсеместно много общего как в построении, так и в художественном оформлении всей церемонии.
Современные представления о браке во многом не соответствуют тем, которые существовали у наших далеких предков. Например, ушел в прошлое обычай многоженства, которого придерживались наши предки даже в начальный период становления Киевской Руси. Или обычай погребать любимую жену и боевого коня вместе с умершим знатным представителем рода, как было у древних славян.
В основном же в русском свадебном обряде утверждается победа патриархальных воззрений. В частности, обычай разувания жениха невестой в первую брачную ночь подчеркивает подчиненное положение жены в семье. Подобный патриархальный порядок начал утверждаться уже в начале XII века.
Можно предположить, что некоторые моменты русской свадебной церемонии по происхождению своему связаны с обычаями древних славянских племен. Так, вместо брака у племени древлян было принято умыкать у воды девицу. Несмотря на все противодействия христианской церкви, в сознании народа прочно удерживалось представление о связи водной стихии с брачными отношениями. Например, ритуал проводов невесты в баню, который имеет очень давние корни и был известен еще в начале XII века.
Отголоски былых обычаев умыкания невесты некоторые исследователи усматривают в стараниях «защитников» новобрачной преградить дорогу свадебному поезду жениха с непременным требованием выкупа.
Некоторые свадебные ритуалы восходят к эпохе первобытно-общинного, родового строя. Например, непрерывное обрядовое взаимодействие на свадьбе двух родов. Так, в Смоленской области семьи жениха и невесты поддразнивают друг друга особыми корительными песнями, стремясь утвердить свое превосходство.
Значительная часть свадебного действа принадлежит уже ко времени отхода от условий родового строя и к поре существования крестьянской общины, когда каждый уже стремился к личному благосостоянию. А нередко брак совершался по необходимости выжить, не умереть с голоду.
Ко времени сложения Московского государства, к XV - началу XVI столетия, свадебный обряд приобрел большую значительность и впечатляющую монументальность, и превратился в развернутое, детально разработанное действо. Весь порядок средневекового русского свадебного ритуала описывается в «Стоглаве», составленного во времена царствования Ивана Грозного.
В основных чертах этот порядок сохранился до наших дней.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк