1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
Весьма существенные различия в характере и форме русского свадебного обряда есть на западе, севере, юге России, в Центральной полосе европейской территории Русской земли и в Поволжье, на Урале и в Сибири.
Наиболее контрастны по стилю, по настроению севернорусские и южнорусские обряды. На севере вся первая половина церемонии, начиная с девишника, имеет скорбный характер и основана на печальных опевальных песнях подруг невесты в сочетании с надрывными причитаниями героини свадебного действа. Эта первая половина, полная драматизма и с обилием причетных песен, занимает центральное место в обряде. Во время свадебного застолья, после венчания, печаль сменялась радостью, величальные песни имели светлый, живой характер.
А в южнорусских селах и на западе России на свадьбе преобладает светлый, радостный настрой. Большинство местных свадебных песен сопровождается энергичной пляской. Причитания здесь занимают скромное место и смягчены по накалу эмоций. Они звучат обычно, когда невеста прощается с родным кровом и когда ей расплетают косу. Их напевы, обычно терцового диапазона, мягки и жалобны. Они звучат в высоком регистре. У казаков, например у гребенских, можно услышать более экспрессивные стенания невесты.
В отличие от многих свадеб на юге России, как и в других местностях, когда все обрядовые действия после венчания совершаются уже в доме жениха, в белгородском селе Больше-Быково все основные события происходят у невесты.
Много общего с южнорусским обрядом есть в западнорусской свадьбе (в Смоленской, Брянской областях). К наиболее заметным отличительным свойствам свадебных ритуалов на Западе России можно отнести прежде всего шутливое противоборство двух родов. Важную роль в местной обрядовой атрибутике играла елочка, украшенная лентами. Она символизировала единство рода.
Главной особенностью среднерусской (включая Среднюю Волгу) свадьбы можно считать преимущественно лирический ее характер, что отражается в преобладании песен ласкового настроения. В то же время, возможно, под влиянием южнорусской традиции, в центральных районах величальные имеют нередко плясовой характер.
Русские брачные ритуалы в разных местностях различаются еще по количеству используемых по ходу действия напевов. Типовые напевы, объединяющие разнообразные, порой контрастные по смыслу и настроению поэтические тексты, встречаются на русских свадьбах почти повсеместно. На некоторых южнорусских обрядах по ходу действия может звучать более 30-ти различных напевов. Обилием разнообразных мелодических форм отличается обряд в русских селах на южных склонах Алтая, расположенных по берегам рек Убы и Ульбы. Достаточно богаты по музыкальному оформлению свадьбы Средней полосы России, западных и юго-западных ее регионов.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк