logo
Жанры русского музыкального фольклора

1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)

Весьма существенные различия в характере и форме русского свадебного обряда есть на западе, севере, юге России, в Центральной полосе европейской территории Русской земли и в Поволжье, на Урале и в Сибири.

Наиболее контрастны по стилю, по настроению севернорусские и южнорусские обряды. На севере вся первая половина церемонии, начиная с девишника, имеет скорбный характер и основана на печальных опевальных песнях подруг невесты в сочетании с надрывными причитаниями героини свадебного действа. Эта первая половина, полная драматизма и с обилием причетных песен, занимает центральное место в обряде. Во время свадебного застолья, после венчания, печаль сменялась радостью, величальные песни имели светлый, живой характер.

А в южнорусских селах и на западе России на свадьбе преобладает светлый, радостный настрой. Большинство местных свадебных песен сопровождается энергичной пляской. Причитания здесь занимают скромное место и смягчены по накалу эмоций. Они звучат обычно, когда невеста прощается с родным кровом и когда ей расплетают косу. Их напевы, обычно терцового диапазона, мягки и жалобны. Они звучат в высоком регистре. У казаков, например у гребенских, можно услышать более экспрессивные стенания невесты.

В отличие от многих свадеб на юге России, как и в других местностях, когда все обрядовые действия после венчания совершаются уже в доме жениха, в белгородском селе Больше-Быково все основные события происходят у невесты.

Много общего с южнорусским обрядом есть в западнорусской свадьбе (в Смоленской, Брянской областях). К наиболее заметным отличительным свойствам свадебных ритуалов на Западе России можно отнести прежде всего шутливое противоборство двух родов. Важную роль в местной обрядовой атрибутике играла елочка, украшенная лентами. Она символизировала единство рода.

Главной особенностью среднерусской (включая Среднюю Волгу) свадьбы можно считать преимущественно лирический ее характер, что отражается в преобладании песен ласкового настроения. В то же время, возможно, под влиянием южнорусской традиции, в центральных районах величальные имеют нередко плясовой характер.

Русские брачные ритуалы в разных местностях различаются еще по количеству используемых по ходу действия напевов. Типовые напевы, объединяющие разнообразные, порой контрастные по смыслу и настроению поэтические тексты, встречаются на русских свадьбах почти повсеместно. На некоторых южнорусских обрядах по ходу действия может звучать более 30-ти различных напевов. Обилием разнообразных мелодических форм отличается обряд в русских селах на южных склонах Алтая, расположенных по берегам рек Убы и Ульбы. Достаточно богаты по музыкальному оформлению свадьбы Средней полосы России, западных и юго-западных ее регионов.