logo
Жанры русского музыкального фольклора

1.8 Северная эпическая традиция

В северной, так называемой сказительской традиции русского песенного эпоса, один сказитель поет специально для внимающих ему слушателей. На севере эпос сохранился лучше и продуктивно бытовал дольше, чем в других местностях России. В конце XIX - начале XX столетия собиратели фольклора неожиданно обнаружили богатейший пласт русского песенного эпоса в Заонежье, на побережье Белого моря, на северных русских реках - Печоре, Пинеге, Мезени; там они записали множество песен эпического склада, встретились с одаренными сказителями, передававшими свое искусство по наследству из поколения в поколение.

Эпос на севере России на протяжении многих столетий играл важную роль в трудовой и культурной жизни местных рыбаков и промысловиков-охотников. Отправляясь на осеннюю путину к Белому морю из разных селений, рыбаки брали с собой на место лова старика-сказителя за равный пай добычи. Возвращаясь вечерами домой, рыбаки высаживались у костра и часами слушали пение сказителя.

Сходным образом способствовала сохранению и передаче традиций эпической культуры артельная организация охоты на Русском Севере. Регулярное общение промысловиков из разных селений на Пинеге, Мезени, Печоре способствовало взаимообмену и взаимообогащению местных сказительных школ.

Можно сказать, что северная эпическая традиция представлена былинами Архангельской и Новгородской областей.

Еще в 1950 - 1960-х годах и ленинградские, и московские фольклористы-собиратели встречались с выдающимися сказителями на Печоре, на Мезени, что свидетельствует о большой стойкости эпической традиции на Русском Севере. Вследствие больших перемен во всех сферах жизни нашей страны, сегодня мы встречаемся лишь с осколками былой, казавшейся неистощимой сокровищницы Северного эпоса.