1.6 Поздние танцы
Несколько особое место в русской народной хореографии занимают поздние танцы. Они сложились путем национального переосмысления западноевропейских, в первую очередь английских и французских салонных танцев, первоначально культивировавшихся в дворянских усадьбах.
Русские кадрили весьма разнообразны по хореографической композиции и танцевальным рисункам. Они были распространены почти повсеместно в России, исключая южные ее районы (Курскую, Воронежскую губернии), и в каждой местности имели свои отличительные особенности. Названия свои они получили от названий городов и селений, где их танцуют: «Похвистневская», «Клинская», «Кураповская», «Шуйская» и т.д. Если исходная салонная французская кадриль имела 5-6 постоянных фигур, то русские ее разновидности стали значительно богаче по количеству композиционных решений, а главное - включали в свои фигуры элементы, типичные для русского хоровода и групповой пляски («корзиночка», «звездочка», «воротца», «челнок», «круг» и т.д.). Во многих случаях в кадрили в качестве одного из элементов используется пляска «Барыня», «Камаринская». В поздних разновидностях кадрили звучат частушки. Различаются кадрили и по форме построения: квадратная («угловая», «на четыре стены»), линейная (пара против пары) и круговая (пары располагаются по кругу). Среди песен, используемых в качестве сопровождения к кадрили, такие как «Выйду я на реченьку», «Я на горку шла», «На горе-то калина», «Как вставала я ранехонько». На Русском Севере есть особые «кадрильные» песни, специально для сопровождения этого танца.
Близки по характеру кадрили различные местные формы танца лансье, по происхождению связанного с английским контрдансом. Он появился в России полувеком позже кадрили и известен более всего на Русском Севере и в Сибири. В народе его называют «ланце», «ланцо», «линце», «ланчик». Он состоит чаще из 5 фигур, каждая из которых сопровождается своей мелодией. По характеру напева лансье - танец более строгий, чинный по сравнению с кадрилью.
В XX столетии стали популярными бальные танцы. Они имеют некоторые характерно-национальные особенности в отношении оттенков хореографии. Наиболее же существенно с точки зрения национального своеобразия их музыкальное оформление: они сопровождаются типично русскими танцевальными мелодиями. Например, русская полька, русский краковяк, вальс («вальсок»), «Светит месяц», «коробочка» под мелодию «Коробейники», «Девочка Надя» («Карапет»).
У кубанских и терских (гребенских) казаков под воздействием культур соседних кавказских народов сложились особые местные характерные танцы - «Шамиль» ( с особыми шуточными припевками), терская лезгинка (со своего рода частушками на русском языке).
Таким образом, хореографическая культура русского народа весьма богата и разнообразна. Она включает многочисленные местные формы и разновидности хороводов, игр, плясок, танцев.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк