1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
Хоровод - сочетание хореографического движения целой группы лиц с их совместным ансамблевым пением. Хороводы имеют многовековую историю, на протяжении которой они развивались, обновлялись и по характеру хореографии, и по стилю пения. Причем одновременно сосуществовали и архаические, древние формы хороводов, и их более поздние, даже новейшие разновидности.
Наиболее типичны хороводы лирического, праздничного и шуточного характера. В хороводах проявляется важнейшая особенность фольклора - сочетание традиционности и обновления.
Разнообразие тематики, приемов хореографии и игрового действия, множество национальных и локальных стилей препятствуют универсальной классификации хороводов.
Можно, однако, сопоставить хороводы по парным признакам: обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые, исполняемые в сопровождении песен и инструментальной музыки; хороводы, движущиеся мерным шагом независимо от ритмического рисунка, и плясовые хороводы, идущие в точном соответствии с музыкальной метроритмикой.
Обрядовые хороводы являются древнейшими; им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаических песен; инструментальное сопровождение встречается редко.
Необрядовые хороводы имеют обычно более развитую хореографию, сопровождаются либо песнями, либо инструментальным ансамблем, иногда песней и инструментальной музыкой одновременно.
Значительно больше хороводов с развитой музыкой и хореографией, без следов архаики.
В некоторых местностях, особенно на юге России, хороводы сочетаются с пляской - плясовые хороводы - пример сочетания двух видовых жанровых признаков. В отличие от темпераментных энергичных южных, наиболее традиционные сибирские хороводы, предполагающие круговое движение; они имеют сдержанный неторопливый характер, что отражается на общем настроении напевов.
Особую группу составляют фигурные (орнаментальные) хороводы. Они весьма разнообразны по хореографическому рисунку: змейка, подкова, заход в воротца, «карусель», «гребень».
Среди фигурных хороводов в особую подгруппу можно выделить композиции с элементами плясовых и танцевальных движений, такие, как мезенские «шестера» и «восьмера». Они занимают промежуточное положение между хороводом и пляской, либо танцем.
Как и плясовые, танцевальные хороводы, промежуточное жанровое положение занимают хороводы игровые. Они приближаются по типу хореографии к музыкальной игре, отличаясь от нее по смыслу игрового действия. Особенно любимы были игровые хороводы в Центральной России и Поволжье. В большинстве игровых хороводов важное значение имеют шуточные и юмористические мотивы.
Особенности напевов и словесного содержания хороводных песен во многом определяются характером хореографического построения хороводов, особенностями шага и пластикой их участников. Есть несколько основных принципов композиционного построения хороводов: движение по кругу, по часовой стрелке или в обратном направлении.
Жанровым признаком хороводных песен (любого вида) является припев, основанный на мелодии запева («Просо», «Я на камушке сижу»), чаще - на новом, контрастном запеве («По улице мостовой») или частично сходном («У ворот, ворот») материале.
Для подвижных хороводных песен, которых в русском фольклоре особенно много, характерен смешанный аккордово-полифонический склад.
Метроритмическое богатство хороводных песен определяется сложным взаимодействием музыки, поэтического текста и ритма движений. На музыкальную метроритмику оказывают влияние особенности языка. Свободная акцентуация русского языка и особенности народного русского стихосложения (долгие и короткие слоги, неравнослоговые строчки, ритмическая инверсия) определяют распространение переменной музыкальной метрики. Слоговая распевность также обогащает метроритмику: песни с одинаковым поэтическим размером (например, 5-сложным) могут иметь разную музыкальную метроритмику («Вдоль по Питерской», «У ворот сосна», «Уж я, матушка», «Над Москвой заря занималася»).
Исполнительские традиции старинных хороводных песен: унисонное пение (встречается часто), старинное многоголосие - гетерофония («Кострома», брянский вариант «Проса»), антифон (украинский вариант «Проса»), каноническое трехголосие (литовское Сутартине), комплексное трехголосие.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк