1.9 Южнорусская эпическая традиция
Южнорусская эпическая традиция представлена хоровыми былинами донских и терских казаков, а также былинами и скоморошинами казаков-некрасовцев, вернувшихся в Россию после более чем двухсотлетнего пребывания за рубежами родной страны - в Турции и Румынии, куда они бежали под предводительством атамана Игната Некрасова после поражения восстания Кондрата Булавина.
Песенный эпос перекочевал на Дон, Терек и Яик (Урал) вместе с переселенцами из северных русских сел, пополнявшими состав казачьих воинских дружин.
Характер былинного склада на юге России существенно отличается от северной эпической манеры, имеет свои особые характерные черты. Вторым по значимости после севера районом продуктивной жизни русского былинного эпоса является территория расселения казачества.
У казаков былины (старины) зачастую исполнялись хором, сливаясь с протяжной маршевой песней, а из всего сюжета сохранялся один запев, мотив дороги как начала, исхода богатырского деяния. Такие песни пели протяжно, «чтоб ни конца, ни краю не было»; про них на Дону говорили, что «их играть надо обрядно: обрядная ета песня - из темных, давних веков».
В ряде случаев была развита многоголосная полифоническая фактура. Распевные формы казачьих былин в многоголосном изложении называют «былинными песнями». По характеру звучания они имеют сходство с протяжной лирикой, а по жанровым признакам есть четко выраженные эпические свойства. Большую роль здесь играет повествовательность словесного содержания. Казаки поют о подвигах русских богатырей - Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.
Изложение классических эпических сюжетов в казачьей воинской среде приобрело особый оттенок. Поскольку возросла протяженность напевов, пропорционально уменьшились масштабы словесных текстов: поют лишь небольшой сюжетный отрывок.
В словесных текстах местных былин оттеняются темы, близкие казачьему быту: прощание богатыря с родительским кровом, сборы на поле брани и т.п.
Ярко самобытный оттенок придает казачьим былинам способ многоголосного их распева, что отражается и на характере мелодического развертывания, и на способах ладового развития.
В мелодическом, интонационном, ладовом отношении эпические казачьи песни достаточно развиты. Они развиваются в рамках диатоники, у донских казаков иногда сочетающейся с элементами пентатоники.
Казачьи песни эпического содержания собиратели записывают на Дону, Тереке и в наши дни. Обнаружены образцы песенного эпоса и в Центральной полосе России, преимущественно в Поволжье. Сюда они проникли уже из среды донского казачества, распространившего свои владения до низовьев Волги.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк