1.13 Небылицы и скоморошины
Небылицы и скоморошины в северной и сибирской традициях по общественной функции своей служат необходимым дополнением к былинам и историческим песням. После завершения развернутого героического сказания необходима была комическая разрядка. И она происходила благодаря исполнению сказителем слов шуточного, юмористического содержания на строгий былинный напев. Именно подобное несоответствие веселого характера повествования возвышенно-эпическому его музыкальному изложению должно было вызывать ярко выраженный комический эффект.
В такой манере исполнялись небылицы - набор коротких сюжетных мотивов, содержащих сообщение о небывалых, невероятных происшествиях. Интересны в этом смысле небылицы печорского сказителя Василия Лагеева, расцвет исполнительства которого падает на конец 50-х - начало 60-х годов XX столетия.
Несколько иной характер поэтического изложения имеют скоморошины. К тому же иногда они поются на особые, самостоятельные напевы, несколько отличные от былинных. Часть скоморошин представляет собой пародии на былины.
Скоморошина сначала переиначивает традиционный эпический зачин, а затем оборачивает само повествование в забавную пародию.
Другая разновидность скоморошин - это изложение веселого новеллистического сюжета. Так это происходит в известном примере из сборника Кирши Данилова, в котором повествуется, как догадливые скоморохи помогают злосчастному гостю Терентищу разгадать хитрые проделки жены, притворяющейся больной и изменяющей ему, пока тот заботливо ищет докторов («Про гостя Терентища»). В данном случае напев по форме и стилю скорее напоминает плясовую, нежели былинную мелодию, хотя и не выходит за рамки декламационного изложения.
Некоторые исследователи полагают, что особый активный, ритмизованный, почти плясовой характер ряда эпических напевов в селах на северной реке Пинеге во многом обусловлен широкой распространенностью в этих местах сюжетов в стиле скоморошин.
Скоморошины и небылицы весьма родственны по настроению. Поэтому нередко скоморошина естественно переходит в небылицу. Не исключено, что название «скоморошина» связано с тем, что активными носителями эпической традиции были в прошлом скоморохи.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк