logo search
Жанры русского музыкального фольклора

1.14 Русские исторические песни

К жанрам, имеющим прямое и непосредственное отношение к эпосу, принадлежат исторические песни. Историческими они называются потому, что в них повествуется не о вымышленных, фантастических событиях, как в былинах, а о реальных фактах, нашедших отражение в различных письменных документах и свидетельствах очевидцев. В исторических песнях описываются деяния конкретных известных в прошлом лиц, а также действительные важные происшествия, взволновавшие русское общество.

При определении принадлежности песни к историческому жанру исходят прежде всего из ее словесного содержания. Однако эпической она может быть названа лишь в том случае, если соответствует такому определению с точки зрения музыкально-поэтической стилистики.

Далеко не все песни с сюжетами, отражающими русскую историю, можно отнести к эпосу. Лишь небольшая их часть безусловно принадлежит к эпической традиции. Главным показателем эпичности той или иной исторической песни служит повествовательный характер ее напева, по стилю родственного напевам былин-старин на севере и былинных песен в казачьей среде.

В северной русской традиции существуют примеры естественного сочетания словесных песенных текстов, излагающих развернутые исторические сюжеты, с напевами декламационного склада, родственными былинам. Такого же характера образцы встречаются в сборнике Кирши Данилова, имеющем предположительно сибирское происхождение.

Судя по их содержанию, возникновение песен данного жанра относится ко времени образования и становления Московской Руси. В них повествуется в первую очередь о событиях эпохи царствования Ивана Грозного и Смутного времени. Встречаются и более ранние исторические песенные сюжеты. В эпическом стиле выдержаны и отдельные исторические песни XVII - начала XVIII столетия.

Их сюжеты весьма развернуты, объемом порой свыше двухсот стиховых строк. Хотя в основе содержания исторических песен лежат конкретные жизненные реалии, излагаются они обычно с большой долей вымысла и фантазии, что позволяет раскрыть эмоциональную и этическую оценку описываемых происшествий в народном сознании. Нередко в поэтике этих подлинно эпических повествований широко используется гипербола и иные средства, характерные для текстов былин. В целом поэтическая стилистика собственно исторических песен (не имеющих других жанровых признаков) во многом сродни языку северных старин. Их сюжеты развертываются по художественным законам, присущим песенному эпосу, и служат раскрытию высших национальных идеалов. При этом большое значение приобретают увлекательность, занимательность изложения.

Один из главных персонажей русских исторических песен - «грозный царь Иван Васильевич». Заметный след в русском фольклоре оставили сибирские походы Ермака Тимофеевича. События восстания донских казаков под руководством Степана Разина оставили особый след в русском песенном фольклоре, связанном с исторической тематикой.

Новейшая же история отражена в жанрах солдатской, воинской, лирической городской песни.

Напевы северных и сибирских исторических песен весьма родственны по форме и по характеру былинным. В то же время они обычно мелодически самостоятельны, нетождественны напевам старин. Они бывают не только декламационны, но и достаточно распевны.

Есть исторические песни эпического склада в репертуаре донского, уральского казачества. Своеобразны по музыкальной стилистике исторические песни казаков-некрасовцев, в которых повествуется о воинских подвигах русского казачества в пору зарождения вольных воинских ватаг в низовьях Дона, что происходило в XV - XVI столетиях. Как и у донцов, уральцев, исторические песни некрасовцев весьма распевны.

Распевный характер приобрели в процессе вариантного развития исторические песни Поволжья, Средней России и Приуралья, связанные по содержанию со временами становления Московского государства. Они все же сохранили опору на тонический стих и повествовательность изложения сюжетов. Их можно охарактеризовать как лироэпические. К таким примерам можно отнести вариант песни о взятии Казани войском Ивана Грозного, записанный под Вяткой.