1.15 Народные баллады
Явными эпическими признаками обладает определенная часть русских баллад. С точки зрения поэтической образности к балладам принято относить песни, содержащие повествование о драматических и трагических событиях в жизни обычного человека. Персонажи баллад не влияют на историю Русской земли. Происходящие с ними перипетии затрагивают лишь их собственные жизненные интересы и вызваны вольным или невольным конфликтом с лицами ближайшего окружения, родственниками и знакомыми. Однако далеко не во всех случаях балладный сюжет предполагает в напеве ярко выраженную лирическую окраску. Бывает и так, что балладная ситуация воспроизводится в словах хороводных и календарных песен. Встречаются даже поздние и современные лирические песни-романсы с балладными сюжетами. Лишь сочетание балладного сюжета с мелодией декламационного склада позволяет отнести соответствующий образец к жанру собственно баллады. Поэтическая композиция словесного текста строится по законам эпоса: повествование бывает весьма развернутым, в нем встречаются повторы определенных сюжетных ситуаций, общие места, другие типичные для эпоса поэтические приемы.
Баллады эпического склада распространены преимущественно в северной, сказительской традиции.
К ярким примерам подобного рода принадлежит напевное эпическое повествование о братьях-разбойниках и сестре, записанное в русском селе на территории современной Карелии собирателями Ф. Истоминым и Г. Дютшем. Существует множество словесных и мелодических вариантов этой баллады, которая, как и многие другие, имеет морализующую направленность.
В большинстве случаев баллады проявляют не ярко выраженные, несколько приглушенные и размытые эпические признаки. Их можно считать жанром, лишь примыкающим к эпосу и имеющим стилевую связь с другими песенными родами и видами.
В то же время на Русском Севере баллады поются нередко на напевы, близкие по характеру былинным, без проявления с музыкальной стороны характерно-отличительных стилевых качеств. В некоторых северных местностях баллады считались «благочестивыми» песнями, которые можно было петь даже в дни Великого поста.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк