1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
К эпическим жанрам можно отнести также некоторые духовные стихи и песни повествовательного характера с апокрифическими (т.е. тайными) сюжетами. Вообще говоря, песни, по содержанию связанные с религиозными христианскими представлениями, имеют весьма широкий спектр жанров. Сюда входят некоторые южнорусские колядки, поздние мещанские романсы, причем порой весьма сомнительного вкуса. К эпическому роду можно отнести лишь наиболее традиционные духовные стихи, отражающие стремление наших далеких предков творчески осмыслить в художественных образах и представлениях постулаты новой религии, пришедшей из Византии. В подобных произведениях народного музыкально-поэтического искусства повествовательные по стилю поэтические сюжеты связаны с напевами преимущественно декламационного склада. Таковы многие варианты стиха о расставании души с телом.
Философский характер имеет напевное повествование о книге Голубиной, в котором выражено стремление объяснить истоки мироздания, и здесь же восхваляется Святая Русь.
Многие духовные стихи имеют нравоучительное значение. В них высказываются мысли о быстротечности жизни и о необходимости прожить ее достойно, не нарушая религиозных заветов.
Однако в ряде песен с сюжетами, преломляющими христианские воззрения, выражаются этические представления, противоречащие религиозным догмам и идущие от жизненных правил, выработанных житейской народной мудростью. В связи с этим деяния библейских, евангельских персонажей и сведения из Священного Писания пересказываются в них весьма вольно, в соответствии с несколько приземленными, обыденными крестьянскими представлениями, а иногда и прямо противоречат учениям церкви. Поэтому Б.М. Добровольский предложил называть подобные примеры «апокрифическими песнями», поскольку они близки по смыслу так называемым апокрифам, письменным текстам, не соответствующим постулатам христианского вероучения и потому запрещенным Вселенскими соборами IV века в Византии. Несовпадение народных представлений с правилами и установлениями официального христианства обусловлено противоречием религиозной православной схоластики живым требованиям реальной действительности, нередко связано с мотивами социального протеста.
Среди духовных стихов и апокрифических песен встречаются напевные повествования о схватке Аники-воина со смертью, о деяниях Егория Храброго (Георгия Победоносца), о его битве со змеем, о мученическом противодействии Святого иноверному «царищу Демьянищу», предающему Егория страшным пыткам, но не сумевшему сломить его христианских убеждений.
В ряде духовных стихов упоминаются былинные богатыри. По характеру изложения развернутых сюжетов и по стилю напевов такие примеры в сказительской традиции Русского Севера целиком вписываются в местный эпический репертуар. В некоторых же северных былинах встречаются фрагменты поэтических текстов, связанных с тематикой духовных стихов. Таковы эпические зачины о турах златорогих, увидевших скорбящую Богородицу на городской стене. Или упоминание о появлении святого Николы на дне морском в некоторых вариантах былины о Садко.
Многие образцы данного жанра распевала нищая братия на паперти церкви. Апокрифические песни распространялись также бродячими попрошайками (калики перехожие). На западе России, на территории современных Брянской, Калужской областей, духовные стихи пели на ярмарках слепцы в сопровождении колесной лиры.
В наше время духовные стихи обычно поются в траурных ситуациях, поэтому их часто называют «поминальные стихи».
На принадлежность духовных стихов к эпическому роду указывает их тяготение к сюжетам драматичным, динамичным, поражающим воображение слушателей.
Напевы духовных стихов стилистически весьма разнородны. Их музыкальный облик зависит от местной певческой традиции. Кроме того, созданные в разные исторические эпохи, они имеют несходные историко-стадиальные стилевые черты. Все же наиболее традиционные из них сочетают черты декламационности с небольшой, скромной распевностью.
Мелодии ряда духовных стихов четко членятся на музыкальные фразы, закругленные по музыкальному рисунку. При всей строгости своих выразительных средств многие примеры данного жанра по музыкальному облику имеют все же некоторые черты лирики.
- 1. Тематический план
- 1.1 История формирования свадебного обряда в русской народной культуре
- 1.2 Основные этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда
- 1.3 Местные разновидности русской свадебной игры (смоленская, северорусская, центральная, южнорусская свадьба)
- 1.4 Хороводные песни: классификация и виды хороводов
- 1.5 Региональные особенности бытования песен с движением
- 1.6 Поздние танцы
- 1.7 Жанровые признаки песен эпического рода
- 1.8 Северная эпическая традиция
- 1.9 Южнорусская эпическая традиция
- 1.10 Поэтические особенности песенного эпоса
- 1.11 Русские былины: особенности жанра
- 1.12 Поэтика и сюжеты русских былин
- 1.13 Небылицы и скоморошины
- 1.14 Русские исторические песни
- 1.15 Народные баллады
- 1.16 Духовные стихи и апокрифические песни
- 1.17 Образная и структурная взаимосвязь слова и напева в песнях эпического склада
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- 1.1. Основные виды и жанры музыкального фольклора
- 3.2. От мифа к логосу: отражение действительности в развитии форм и жанров русского фольклора
- Система жанров русского фольклора
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 15. Русская музыка. Основные виды музыкального творчества: фольклор, религиозные жанры, профессиональное композиторское творчество.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк