Современные аранжировки из цветов: с — флористическая картина из сухих растений; б — аранжировка в виде вертикально сгруппированных цветов
Традиционное искусство составления композиций и букетов в Японии называется икебана. Это один из видов искусства, особенно подходящий для японского образа жизни, неотъемлемой частью которого является поклонение природе, любование ею. Например, в апреле во время цветения сакуры (японской вишни) японцы спешат насладиться «изысканной и быстро проходящей красотой». Сакурой любуются в горах, парках, устраивают праздники в честь нее, шествия с ветками цветущей сакуры. И эта красивая традиция насчитывает уже тысячелетие. Любуются в Японии и красками осенних кленов. Икебана — не только расстановка цветов и веток в вазах по разработанным правилам и графически выполненным схемам. Это — философско-эстетическое, символическое проникновение в природу. Обряд любования икебаной влияет на поведение человека в доме. Войдя в дом, посетитель прежде всего приветствует растение, букет и этим выражает свое уважение дому, природе.
Искусство икебаны прежде всего связано с японской культурой праздника — от личного, семейного до общенародного. В традиционных японских праздниках обязательно представлена икебана. Так, новогодняя икебана состоит из веточек сосны, бамбука, цветущих веток сливы, белых хризантем, олицетворяющих изобилие и долголетие.
В праздник девочек (3 марта) в каждом доме в передней комнате устанавливают ступенчатую подставку, на которой размещают набор кукол в старинных костюмах. Помещение украшают букетами, составленными из веток цветущих персиков.
В праздник мальчиков (5 мая) перед домом на длинном шесте вывешивают бумажных карпов (по числу сыновей). В передней комнате размещают кукол в старинных доспехах и игрушечное оружие. Дома украшают ирисами и цветущей глицинией.
Торжествам по поводу свадьбы, рождения ребенка, а также траурным церемониям всегда сопутствует икебана.
Во время чайной церемонии в доме в специальной нише (тока-нома) всегда находится икебана, составленная из сезонных цветов. Композиция должна быть очень скромной (например, побеги бамбука в глиняном сосуде).
Искусство икебаны было заимствовано Японией из Китая (порой через древнюю Корею) вместе с другими элементами буддизма в середине VI века. В течение нескольких последующих столетий икебана неизменно выполняла особую функцию в культуре Японии, являясь необходимым элементом в ритуале почитания богов и предков в храмах.
Постепенно внедряясь и в семейный быт, в середине XV века икебана начинает выступать не только как часть ритуала, но и как самостоятельный вид искусства.
Различают несколько стилей и школ икебаны, связанных с историей ее развития. Под стилем понимается особый тип композиции, обладающий определенными эстетическими качествами. Под школой — направление в этом искусстве, которому положил начало известный мастер, а продолжили его ученики и последователи.
К классической, ранней, античной икебане относится самый старый, монументальный стиль рикка. Композиции в стиле рикка собирали больших размеров с высотой центральной хвойной ветки (сосны, кедра, можжевельника) 1,5—1,8 м. Ими оформляли алтари, в буддийских храмах. Кроме хвойной ветки они включали еще 9 элементов, выходящих из одного ствола. Каждый элемент имел свой символический смысл.
В середине XV века возник новый стиль — нагеире, в котором использовались высокие вазы.
Одна из разновидностей стиля нагеире — тябана, или шабана. Это очень простая классическая композиция, предназначенная для чайной церемонии. Тябану можно создать из одного бутона и веточек зелени.
Стиль шока, или сейка (упрощенный стиль рикка) появился в XVII веке. Композиция свободная, легкая, состоит из трех линий, образующих асимметричный треугольник.
Современная икебана представлена в основном двумя стилями: нагеире (композиции в высоких вазах) и морибапа (композиции в низких плоских вазах).
Стиль морибана известен с конца XIX века. Создал его Охара Унсин. Для этого стиля характерно такое расположение растений, при котором они поднимаются над водой и никогда не касаются краев низкого плоского сосуда благодаря закреплению веток с помощью особых приспособлений.
После первой мировой войны под влиянием европейских композиций возник свободный стиль икебаны. Это оригинальные композиции в модных сосудах, в высоких и плоских вазах, о самым разнообразным дополнительным материалом. В стиле чувствуется отход от многих правил и принципов икебаны, но, как утверждают ее мастера, создать композицию свободного стиля можно только после длительной практики в традиционной икебане.
Авангардистский стиль появился в Японии после второй мировой войны. Его можно связать с западноевропейским течением абстракционистов. Он антитрадиционен. Композиции, выполненные в этом стиле, скорее напоминают скульптуру. Для него леза, стекла, камней, цепей, стволов деревьев, веревок, металлических нитей и отсутствие ваз. Этот стиль, как и свободный, был создан Софу Тесигахара.
Размещение каждого цветка, ветки в композициях икебаны, состояние цветка (бутон, распустившийся цветок), линии, форма, место и время срезки имеют символический смысл. В композициях традиционной икебаны присутствуют три главные символические линии (ветки, цветы), обозначающие Небо, Землю, Человека, по-разному изображаемые графически и размещаемые в вазах 1 в виде асимметричного треугольника. Они имеют определенную длину в зависимости от размера вазы и определенные углы наклона по отношению к центральной оси букета.
Схема построения букета в плоской вазе по правилам икебаны (школа Согецу): а - игольчатый держатель; б — вид сверху; в — вид спереди; 1 — первый стебель (11/2 размера вазы; размер вазы равен сумме ее диаметра и глубины); 2 — второй стебель (3/4 размера первого); 3 — третий стебель (3/4 размера второго); 4 — дополняющие растения
В настоящее время в Японии насчитывается примерно 3000 школ икебаны, основные из них — Икенобо, Охара и Согецу. Самая древняя школа — Икенобо, основанная Икенобо Сэнко. Последователи этой школы придерживаются античных стилей, особенно стиля сейка. В современном стиле сейка продолжают развиваться выработанные школой Икенобо три основные формы композиции: строгая, мягкая и свободная.
В 1910 году Охара Унсин основал свою школу, главой которой в настоящее время является Охара Хоун. В рамках школы существует два основных стиля: морибана — композиции в плоских и низких вазах и хейка — в высоких вазах с узким горлом. Главные линии расставляются по правилам икебаны.
Мастер Охара впервые создал композицию в плоском сосуде, поставив на дно специальное приспособление с отверстиями для цветов. Впоследствии был изобретен металлический игольчатый держатель — кензан.
В 1926 году Софу Тесигахара основал школу Согецу, которую в настоящее время возглавляет Хироси Тесигахара. Последователи этой школы придерживаются трех основных стилей: морибаны, нагеире и свободного.
Основу композиции составляют три главные линии (стебли, ветки): наиболее длинная (первая основная) — син, средняя (вторая основная) — сое и короткая (третья основная) — хикае. Дополнительные линии — дзюси. Они короче, чем основные, и могут добавляться к каждой главной линии.
Длина ветвей, стеблей зависит от диаметра вазы и ее глубины. По графическим схемам школы Согецу высота первого стебля должна составлять 1,5 суммы диаметра и высоты вазы, второго — 3/4 первого, третьего — 3/4—1/2 второго. Стебли располагают под разными углами наклона. Первый высокий стебель устанавливают на кензан с наклоном влево на 15° и немного вперед, второй помещают левее с наклоном 45° и еще больше вперед, третий стебель отклоняют вправо от вертикали на 75°. Такая расстановка основных линий создает гармоничное единство цветов и ваз"ы в композиции.
У каждой школы есть небольшие различия в размерах линий, углах наклона от центральной оси, в том, какими будут две главные линии — ветка и цветок или только ветки и т. д. Каждая школа придает своему стилю особый смысл, сохраняя основные принципы.
Ветки для фиксации на кензане режут наискось, а цветы — прямо и закрепляют между иглами держателя. На дно вазы под кензан укладывают резиновую салфеточку по его размеру. Существует несколько мест по краям вазы, где можно расположить кензан, реже его устанавливают в центре.
При использовании высоких ваз употребляют держатели из веток, которые мастера аранжировок готовят сами.
В зависимости от диаметра и высоты вазы могут быть держатели поперечные, упирающиеся в стенки вазы и поддерживающие стебли, поставленные вертикально (при этом верхний конец ветки рассечен) и другие легко выполнимые держатели такого же типа.
Любимыми цветами Японии являются хризантема, камелия, ириcы, цветущие ветки сливы, вишни, персика. Собирают композиции из гвоздик, калл, лилий, тюльпанов, орхидей, пионов, роз. По-прежнему остаются популярными композиции из сухого природного материала и сухих цветов.
Мастера икебаны уделяют особое внимание воде. Весь живой срезанный материал, необходимый для аранжировки, опускают в емкость с водой и сразу в воде подрезают секатором. Перед закреплением на кензане или для создания букета в высокой вазе стебли повторно дважды подрезают в воде.
- Краткая история аранжировки
- «Десерт» Садовые гвоздики, травы, гипсофила на наколке в стеклянной вазе на ножке и ягоды
- «Цветы и свечи» Бархатцы, кермек синуата на наколке в стеклянной вазе
- «Деревянное кружево» Композиция из срезанных стволов с сухими растениями (автор м. А. Зобова)
- Картина из соломы «Парусник» (автор а. М. Андреева)
- Картины из бересты «Зима» и «у озера» (автор е. И. Попова)
- Интерьер ленинградского магазина «Цветы» № 35
- Оформление цветов для преподношения: а — цветы с веленью в целлофане с лентами; б — цветок в целлофановом цилиндре с лентами; в — букет в целлофановом конверте с лентами
- Пропорции (3, 5 и 8 частей) по «золотому сечению»: а — для венков; б, в — для букетов; г — для композиций в плоских вазах; о — для горшечных цветов в плошках
- Яблочная пирамида с цветами
- Современные аранжировки из цветов: с — флористическая картина из сухих растений; б — аранжировка в виде вертикально сгруппированных цветов
- Интерьер ленинградского магазина «Цветы» № 35
- Список использованной литературы