logo
1111111

«Цветы и свечи» Бархатцы, кермек синуата на наколке в стеклянной вазе

Начало современному букету положили любители аранжировки, истинные художники по призванию, не имеющие, однако, специального художественного образования: М. А. Мамулашвили, Л. Д. Шульгина, Л. С. Саркисова, И. С. Утенко, С. И. Венчагов, В. А. Калва, В. Н. Губанов, Н. К. Комина, Н. А. Минченко, Е. Я. Абрамова. Они известны своими лучшими букетами, композициями с 1958 года. Первые мастера букета в те годы жили в обстановке творческих открытий. Они еще не знали теории букета, что такое икебана и бидермейер, и не подражали зарубежным приемам аранжировки. Но они с огромным энтузиазмом создавали по-настоящему художественные, поэтические композиции из цветов, вкладывая в них сердце и душу. Построение букетов подсказывала интуиция. И для того чтобы быть участниками первых смотров-конкурсов на лучшую композицию в Москве, у них было достаточно сил, энергии и изобретательности.

Анализ работ, представленных на конкурсы в павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР начиная с 1960 года, позволяет понять сущность отечественного букета.

Композиции, букеты из одного, двух видов растений с аранжировочной зеленью или без нее в вазах, корзинах отличались простотой, легкостью, изяществом сохраняемых форм и, главное, богатством творческих решений.

Позднее появились композиции с девизами. Букет с девизом несет определенный смысл, настроение, будит воспоминания. Поэтическими, художественными приемами цветы возвеличивают героические события наших дней. Это «Бухенвальдский набаг» Л. Д. Шульгиной, «А зори здесь тихие» Л. С. Саркисовой, «Гренада» С. И. Венчагова, работы В. А. Калвы и М. А. Мамулашвили, «Грация» В. Н. Губанова, «Забытый блиндаж» и «Мечта» И. С. Утенко. Р. Д. Зубов (Ленинград) на конкурсе в Москве, посвященном 50-летию СССР, поставил композицию под девизом «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет» из темно-красных гладиолусов с зеленой веткой дуба. Каждая линия, каждый цветок и ветка, контуры всей композиции, ее гармоничное единство символизировали силу и могущество. Р. Д. Зубов получил высшую награду конкурса—серебряную медаль ВДНХ.

Ленинградская школьница на конкурсе букетов в пионерском лагере «Зеркальный» (в 1967 году) собрала свою работу под девизом «Эхо войны». Простой и трогательный сюжет: белоснежная ромашка с нежными луговыми травками проросла в мотке колючей проволоки, как бы брошенной где-то в поле после войны... Девочку никто не учил составлять букеты, но она, сердцем поняв трагедию прошедшей войны и возрождение жизни, создала глубоко эмоциональную композицию.

Перечисленные выше работы являются примерами создания букетов и композиций природного стиля и остаются основой отечественной аранжировки.

Старейшим мастером цветочной аранжировки был М. А. Мамулашвили. Букеты-композиции, созданные М. А. Мамулашвили, поражали законченностью форм, гармонией, красотой. Для его работ характерно выполнение композиций на плетении, мхе с использованием предметов быта, грузинской керамики. В таком же стиле работают его ученики и другие декораторы Грузии.

Говорить о работах Л. Д. Шульгиной и Л. С. Саркисовой — значит говорить о роли Москвы в развитии отечественного букета. Л. Д. Шульгина — большой художник, мастер цветочной аранжировки огромного диапазона. Она участник и призер всех конкурсов на лучшую композицию из цветов в павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ начиная с 1960 года. Многие ее композиции («Голубые дали», «Трель жаворонка», «Любимой») проникнуты тонкой лирикой. Но большинство их («Вечный огонь», «Памяти Гагарина», «Имя твое неизвестно», «Минута молчания») посвящены теме патриотизма, гражданственности, гневного протеста против войны.