25.К. Дебюсси. Симфонические произведения
Симфонические партитуры Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна» (1892), «Ноктюрны» (1897-1899), три симфонических эскиза «Море» (1903-1905), «Иберия» из серии «Образы» – принадлежат к его наиболее репертуарным сочинениям.
«Ноктюрны» представляют собой симфонический триптих: «Облака», «Празднества» и «Сирены». Цикл объединен тональным единством: I часть написана в h-moll, финал – в одноименном H-dur. Имеются также образные и интонационные связи: обе крайние части носят пейзажный характер (картины облаков и моря), они обрамляют жанровую среднюю часть танцевально-игрового склада.
Первый ноктюрн – «Облака» – задуман автором как картина «неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака».
В оркестровке ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных духовых и засурдиненным струнным. Особо выделяются многократно повторяемое «загадочное» соло английского рожка и холодноватые краски флейты. В группе медных инструментов – лишь квартет валторн.
Форма «Облаков» типична для Дебюсси – трехчастная с малоконтрастной серединой и сокращенной «угасающей» репризой синтетического склада.
Музыку экспозиции образуют два тематических элемента: нисходящие фразы кларнетов и фаготов, которым отвечает уже упомянутый краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзвуком валторн.
Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и чуть отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты (и арфы) мерно движется по ступеням пентАтонного звукоряда (на черных клавишах); ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных – скрипка, альт и виолончель
Заметно укороченная «синтетическая» реприза воспроизводит знакомые тематические элементы всех предшествующих разделов, но в иной последовательности.
Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла – «Празднества» – картина торжественного шествия, уличного ликования веселящейся толпы[1]. Здесь используется более мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном.
В противоположность смутным, статичным звучностям «Облаков», эта пьеса отличается сочностью песенно-танцевальных образов, близких итальянскому фольклору. Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы.
«Тарантельная» тема уже во вступлении и в широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым превращениям: она звучит то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми – трехдольными и даже пятидольными формулами. Внутри экспозиции возникает жанровый контраст – новая, остро пунктирная мелодия в духе серенады, играющая роль «побочной партии».
Чисто театральный эффект нарастающего марша-шествия представлен в среднем разделе «Празднеств». На фоне мерно отстукиваемого органного пункта (арфы, литавры и струнные pizzicato) вступает упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб.
Праздничное движение становится все более мощным: вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоединяется «тарантельная» тема из первого раздела.
Музыка «Сирен», третьего из «Ноктюрнов», снова навеяна созерцанием природы, на этот раз – стихии моря. Образ фантастических морских красавиц представлен здесь партией женского хора, поющего без слов (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано). Оркестр «Сирен» богат декоративно-изобразительными эффектами.
В сравнении с «Облаками» и «Празднествами» форма «Сирен» менее контрастна, более монотематична. В ее основе – секундовый нисходящий «мотив морской волны». Из него вырастает и хроматическая фраза английского рожка, многократно повторяемая во вступлении, и призывно манящий напев женского хора, открывающий собой экспозицию пьесы:
Ладовое своеобразие темы сирен представлено лидомиксолидийским звукорядом (H-dur с повышенной IV ступенью и пониженной VII), близким к целотонному ладу, столь любимому импрессионистами.
Оба мотива, господствующие в экспозиции, сохраняют свою ведущую роль и в среднем разделе «Сирен» (Ges-dur).
Реприза и кода «Сирен», как обычно у Дебюсси, отличаются подчеркнутой сжатостью. Новое здесь – в возвращении некоторых характерных мотивов из «Облаков» (в частности, слегка видоизмененного мотива английского рожка).
- 1.Музыкальные достижения эпохи Возрождения
- 4. Творческий портрет г.Ф.Генделя
- 5.И. С. Бах и его клавирная музыка.
- 6.Духовные и органные сочинения и.С.Баха
- 7. Классицизм и эпоха Просвещения: стиль, эстетика
- 8.Формирование жанра симфонии: мангеймская школа, основные функции частей симфонии.
- 9. Симфония в творчестве в.Моцарта и й. Гайдна
- 10.Оперные искания в.Моцарта
- 11.Л.Бетховен и французская революция: революционные идеи в творчестве.
- 12.Симфоническое творчество л.Бетховена
- 13.Фортепианные сонаты л.Бетховена.
- 14.Романтизм: предпосылки возникновения и творческие ориентиры.
- 15.Программная романтическая симфония (Берлиоз, Лист)
- 20.Романтическая опера в Германии, Франции, Италии
- 21.Оперная реформа р.Вагнера на примере опер 1840-х годов
- 22.Оперное творчество Верди
- 23.Вагнер и Верди: общее и различия
- 25.К. Дебюсси. Симфонические произведения
- 26. К. Дебюсси. Фортепианное творчество
- 27.Симфоническое творчество Малера: от позднего романтизма к экспрессионизму.
- 28.Европейская музыка на рубеже веков: новаторство и традиция
- 29. Стравинский.
- 30. Стравинский. Русский период.