logo
Подготовка к ИЗМ 2

10.Оперные искания в.Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца — скрипача и дирижера, умного, образованного человека. Творческий рост Моцарта отличался необыкновенной интенсивностью. В возрасте шести-семи лет он стал европейски знаменитым виртуозом, а спустя еще несколько лет сложился как композитор, уверенно владеющий мастерством. Многократные поездки гениального юноши по странам Европы способствовали его близкому знакомству с современной художественной культурой.

Работая в различных областях музыкального искусства, Моцарт особое внимание уделял опере. Путь оперного композитора он начал двенадцати лет: в 1768 году появились «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна». В годы, проведенные им в Италии (1769—1771, 1771—1772), на сценах итальянских театров шли его оперы «Митридат, царь Понта» (1770) и «Лючио Силла» (1772). В 1775 году в Мюнхене была поставлена «Мнимая садовница», там же состоялась премьера «Идоменея» (1781). Оперы эти принесли молодому композитору большой успех. Тем более тягостной была жизнь в родном городе: Моцарт поступил на службу к архиепископу, который всячески сковывал его творческую свободу, унижал человеческое достоинство.

Последнее десятилетие его жизни — пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды, сломившей в конце концов силы композитора. Порвав с архиепископом, Моцарт переезжает в Вену, где ставит одеру «Похищение из сераля» (1782), написанную в традициях зингшпиля. В этом и в особенности в последующих прославленных сочинениях — «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787) — полностью раскрылся моцартовский реализм характеров и чувств. За годы пребывания в Вене были созданы также оперы «Директор театра» (1786), «Так поступают все» (1790), «Милосердие Тита» (1791) и «Волшебная флейта» (1791) — философская сказка, утверждающая победу разума и света над предрассудками и злом.

Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 года в Вене.