logo search
Раздел III

Т е м а 16. От строгого стиля к свободному

Зарождение во второй половине XVI века принципов нового типа художественного мышления. Мадригалы К. Монтеверди и К. Джезуальдо как квинтэссенция признаков нового стиля. Обогащение звуковой палитры мадригалов Монтеверди за счет введения инструментов (с 5-й книги), виртуозных вокальных элементов (7-я книга - “Concerto”), барочных составов в мадригалах 8-й книги (“Воинственные и любовные мадригалы”). Зарождение стиля “concitato” в мадригалах Монтеверди. Полемика Дж. Артузи и Монтеверди по поводу диссонансов в музыке. Трактат “Искусство контрапункта” Артузи (“LArte del Contraponto”, 1598).

Использование выразительных свойств хроматики. Ответ Монтеверди сторонникам Артузи (в предисловии к 5 книге мадригалов) о принципиальных позициях новой музыки (“seconda prattica”). Представители “второй практики” - Монтеверди, Джезуальдо, Маренцио, де Роре. Отношение к хроматизмам и диссонансам Винченцо Галлилея. “Диалог о древней и новой музыке” В. Галлилея (“Dialogo della musica antica et della moderna”, 1581). Процесс образования нового тематизма и его роль в органных сочинениях Я. Свелинка, Дж. Фрескобальди, Г. Шютца, С. Шейдта, И. Фробергера, Г. Персела, Д. Букстехуде.

Итальянские трактаты XVII века по контрапункту (К. Аббате, Цаккони, А. Банкьери), труды немецких теоретиков (И. Бурмейстера, А. Кирхера, Х. Бернхарда, В.К. Принтца).

Переход к равномерно-темперированному строю и становление тональности. История вопроса. Трактат М. Мерсенна “Универсальная гармония” (1637) с математическими расчетами нового строя. Трактат А. Веркмайстера “Музыкальная темперация [...]” (1691). Другие системы настройки инструментов - А. Шлика, П. Арона, Дж. Ланфранко, Н. Вичентино. Полифонические произведения, отразившие новые возможности равномерной темперации.

Жанры инструментальной музыки XVI - XVII веков (ричеркар, канцона).

Ричеркар и канцона - предшественники фуги. Этимология терминов. Два типа ричеркаров: однотемные и многотемные. Ранние ричеркары - Жака Бууса, А. Габриели. Близость имитационному стилю вокальных произведений Ренессанса. Связь тематизма с хоральной праосновой. Преобладание тематических зон и малая роль интермедийных разделов. Соотношение простой имитации и средств подвижного контрапункта. Роль стреттных форм изложения тематического материала.

Многотемные ричеркары А. Габриели, Палестрины, Дж. Каваццони. Связь с мотетными формами организации тематического материала. Возникновение репризного повторения начального раздела.

Ричеркары Дж. Фрескобальди - кульминация в истории данной формы. Новый (хроматический) тип тематизма. Соединение в форме ритмических увеличений темы (характерно для однотемного ричеркара) с контрапунктированием новых тем. Ричеркары И. Фробергера, И. Пахельбеля, И.С. Баха - завершающий этап превращения его в фугу.

Канцоны - сходство и различия с ричеркаром. Особенности: оживленный характер тем, контрастность (часто - с переменой метра) разделов. Два пути эволюции канцоны, приведшие к фуге и церковной сонате ( Sonate da chiese) А. Корелли, М. Нери.