Т е м а 18. Барочные дефиниции смысла баховской фуги
Значимость жанра фуги для творчества И.С. Баха и эталонный смысл его фуг для искусства Барокко вообще. Протестантский хорал как интонационная основа музыки Баха. Различие подходов (традиционных и нетрадиционных для отечественного музыковедения) в раскрытии метода полифонического мышления Баха. Пять ракурсов в подходе к фуге Баха:
первый - ассоциативные параллели между фугой и хоралом, позволяющие провести аналогии с эпизодами Священного Писания. Трактовка прелюдий и фуг ХТК Баха Б.Л. Яворским, как циклов, связанных с основными линиями евангельского повествования;
второй - выявление связи с хоральным праисточником через интонационно-фактурную систему хоральных прелюдий, уже содержащих авторский “комментарий” хорала (взаимосвязь темы фуги cis-moll W. Kl. I и хоральной прелюдии “Wachet auf” - №57 Bach, Ow.)
третий - воздействие законов риторики и мелодической формульности риторических фигур в музыкальной структуре полифонического произведения; анализ фуги как риторической композиции;
четвертый - проявления числовой символики в музыкальном тексте фуг. Развитие идей М. Янсена и Ф. Сменда в исследованиях современных авторов (Р. Татлоу, Ю. Петрова, Е. Вязковой);
пятый - выявление числовых пропорций, имеющих естественную природу - закон золотого сечения и т.п. “Музыка есть таинственная арифметика души” (Г. Лейбниц). Методика совмещения различных направлений анализа. Движение от структуры к смыслу.
- Т е м а 16. От строгого стиля к свободному
- Т е м а 17. “Полифония стилей” музыкального Барокко
- Т е м а 18. Барочные дефиниции смысла баховской фуги
- Т е м а 19. Этапы исторического развития фуги
- Т е м а 20. Фуга в творчестве предшественников и.С. Баха
- Т е м а 21. Теория баховской фуги
- Т е м а 22. Классы форм фуги
- Т е м а 25. Полифонические циклы и.С. Баха
- Т е м а 26. Полифонические циклы после и.С. Баха
- Т е м а 27. Фуга в творчестве г.Ф. Генделя