Т е м а 25. Полифонические циклы и.С. Баха
Принципы образования циклической полифонической формы в музыке до Баха и у самого Баха: “Fiori musicali” Дж. Фрескобальди (1635), “Tabulatura nova” С. Шейдта (3 т. - 1624, 1650, 1653), “Ariadna musica” И.К.Ф. Фишера (1702). Три типа циклов И.С. Баха: Хорошо темперированный клавир, Искусство фуги и Музыкальное приношение. Различие творческих идей: показ возможностей темперированного строя, открытие новых горизонтов в области высшей полифонической формы и создания сборника пьес (на одну тему) для дворцового музицирования сиятельных господ.
Искусство фуги. Проблема цикла. Различные издания произведения. Оценка И. Маттезоном, И.Н. Форкелем “Искусства фуги”. Анализ произведения в трудах Г. Римана, Ф. Шпитты, В. Руста, А. Швейцера, Вл. Протопопова, Н. Копчевского, Е. Вязковой. Группировка фуг на 2 раздела (“фазы”, “волны”). Смысловые (композиционные) арки между группами фуг первого и второго раздела - фуги №№1 - 11 и 12 - 18.
1 раздел, 1 группа фуг (“контрапунктов”) - 1-4 фуги (2-я и 4-я на тему в обращении);
2 раздел, 1 группа фуг - фуги №12/1,2; 13/1,2 (вторые фуги - зеркальные).
1 раздел, 2 группа фуг - 5-7 фуги (фуги с ответом в обращении, увеличении, с комбинированными преобразованиями, стреттное вступление тем - “каноны”);
2 раздел, 2 группа “контрапунктов” - каноны; первый - в увеличении и обращении).
1 раздел, 3 группа фуг - 8-11 фуги (двойные и тройные);
2 раздел, 3 (группа) фуг - №18 тройная (возможно - четверная) заключительная фуга. Загадка содержащаяся в некрологе, написанном К.Ф.Э. Бахом и И.Ф. Агриколой, по поводу намерения автора завершить произведение четверной фугой и провести их затем в точном обращении.
Три рода композиционных связей фуг в цикле:
Тематический пласт а) единство темы, б) вариантное родство и контрапунктическое объединение тематизма, в) повторяемость дополняющего материала (ритмоформул, противосложений, интермедий).
Сквозное развитие - в направленности тематических процессов, тесной связи разделов и логического продолжения развития уже изложенного материала, цитирование в фугах 3-ей группы фрагментов более ранних фуг цикла.
Принцип симметрии - на уровне темы - обращение и ракоход BACH, мелодическая симметрия темы последней фуги; на уровне формы фуг - соотношение разделов (ABABA - фуга №3; АВВА - фуга №4; АВА - канон №2; АА1 - каноны №№1, 3, 4); на уровне цикла - объединение фуг в группы.
Анализ особенностей строения фуг и канонов цикла.
Музыкальное приношение. Загадка циклической организации. Различные версии цикла в изданиях. Акростих в заглавии произведения и его смысл в интерпретации произведения. Тема короля Фридриха II и ее вариантные формы в произведениях цикла.
Соотношение ричеркаров и фуг баховского времени. Различные приемы развития темы в трехголосном и шестиголосном ричеркарах. Фуги в трио-сонате Баха из данного цикла. Черты нового “чувствительного”, “галантного” стиля в сонате и других пьесах цикла.
Загадочные каноны, форма их нотации и традиции данной формы, происходящие из периода раннего Ренессанса.
Каноническая фуга как воскрешение старинных принципов этой формы. Технология создания полифонического трехголосия с двумя каноническими голосами. Скрытые инскрипции “Музыкального приношения” (исследование А. Милки).
- Т е м а 16. От строгого стиля к свободному
- Т е м а 17. “Полифония стилей” музыкального Барокко
- Т е м а 18. Барочные дефиниции смысла баховской фуги
- Т е м а 19. Этапы исторического развития фуги
- Т е м а 20. Фуга в творчестве предшественников и.С. Баха
- Т е м а 21. Теория баховской фуги
- Т е м а 22. Классы форм фуги
- Т е м а 25. Полифонические циклы и.С. Баха
- Т е м а 26. Полифонические циклы после и.С. Баха
- Т е м а 27. Фуга в творчестве г.Ф. Генделя