logo
Раздел III

Т е м а 22. Классы форм фуги

Роль фуги как самостоятельного произведения и как части крупной композиции. Систематика баховской фуги у Вл. Протопопова (3 класса форм).

Первый класс (А) - где фуга и жанр, и форма. Структуры фуг класса А.

1.1.1. Безрепризная двухчастная форма (экспозиция и развитие). - D-dur I.

1.2.1. Старинная двухчастная репризная форма. - d-moll II.

1.2.2. Старинная двухчастная форма с чертами сонатности. - Fis-dur I, d-moll I.

1.2.3. Двухчастная форма с структурной производностью частей. - e-moll I.

1.3.1. Трехчастная репризная форма (с полной или сокращенной репризой) - E-dur I, h-moll II, B-dur I.

1.3.2. Трехчастная репризная форма с чертами сонатности. - Cis-dur I.

1.4.1. Четырехчастная репризная форма с тональным развитием в третьей четверти. - Органная фуга d-moll (“дорийская”) BWV №538.

1.5.1. Рондообразные - трех-пятичастные формы (на двух темах, с чертами сонатности - фуга с-moll в финале органной сонаты №2 BWV №526).

1.5.2. Рондообразные - трех-пятичастные формы (на трех темах - органная фуга Es-dur BWV № 552).

1.6.1. Формы da capo - органная фуга e-moll BWV №548

Второй класс (B) - соединяет принципы фуги с структурой старинной двухчастной или трехчастной формы. Отличительные особенности - повторение частей формы и многоголосное начало ( c сопровождением - в сонатах). Черты фуги в финалах клавирных сюит - жиги в английских сюитах, партитах (№ 3-6) и французских сюитах (№1, 3, 4, 5); фуги в финалах сонат для скрипки и клавира (№ 1, 2, 4, 5), медленных частях органных сонат (№1, 6).

Третий класс (С) - фуга в составе контрастно-составной формы “прелюдия-фуга”. Вопросы синтеза жанров. Традиции фуг Д. Букстехуде. Встречается в кантатах, оркестровых сюитах (BWV №1066-1069), токкатах. Имеет две разновидности: с репризой (кантаты №6, 17, 40, 45, 65, 69, 79) и без репризного соединения материала прелюдии и фуги (кантаты №39, 46, 75, 76, 105).

Т е м а 23. Многотемная (сложная) фуга

Фуги на 2 - 6 тем. Различие в определении двойная, тройная фуга в отечественном и зарубежном музыкознании. Различная функция контраста тем: сюитное сопоставление полифонически организованных разделов или создание посредством контрапунктирования сложного, внутренне противоречивого образа.

Истоки многотемной фуги - в музыке XVI века - в многотемных ричеркарах, канцонах, фантазиях. Типы сложных фуг:

1.1 - с раздельным экспонированием тем, без дальнейшего их соединения. (Д. Букстехуде, Прелюдия и фуга для органа a-moll - № ; И.С. Бах, финал органной сонаты №2 c-moll - на 2 темы; Г.Ф. Гендель, №62 из оратории “Иуда Маккавей”; Брамс, Мотет ор.29 №1 “Es ist das Heil uns kommen her”- на 5 тем).

1.2 - с раздельным экспонированием и итоговым контрапунктированием тем. (Дж. Фрескобальди, Фуга e-moll [11, №246]; И.С. Бах, W. Kl. II, фуги gis-moll, fis-moll; фуга из кантаты №69 “Lobe den Herrn, meine Seele”; Бетховен, фуга из финала сонаты ор.106; С. Танеев, №3 из кантаты “По прочтении псалма”).

1.3 - c раздельным экспонированием и неполным (частичным) соединением тем. (И.С. Бах, Прелюдия и фуга для органа Es-dur “St. Annen-Fuge” BWV №552; П. Хиндемит, Фуга в финале сонаты №3 для фортепиано).

2.1 - с совместным экспонированием - без последующего разделения тем. (Г.Ф. Гендель, фуга №1 g-moll - из 6 больших фуг; И.С. Бах, W. Kl. I, прелюдия A-dur; И.С. Бах, фуга для органа на темы А. Корелли h-moll BWV №579; С. Танеев, Прелюдия и фуга gis-moll).

2.2 - с совместным экспонированием и последующим разделением тем. (Моцарт, “Реквием”- Kyrie; Верди, “Реквием” - Sanctus; С. Танеев, хор “Прометей”).

3.1 - с послеэкспозиционным присоединением к первой теме других тем (по принципу удержанного контрапункта). (И.С. Бах, фуги H-dur, cis-moll W. Kl. II, I; “Искусство фуги” - №9; Бетховен, фуга в финале 5 виолончельной сонаты; А. Глазунов, фуга ор. 101 №1 cis-moll).

4.1 - комбинированного вида: с различными формами экспонирования тем (раздельным и совместным). (Г.Ф. Гендель, №8 оратории “Иевфай”; С. Танеев, струнный квинтет ор. 14, финал).

4.2 - комбинированного вида: сочетанием раздельного и совместного экспонирования с присоединением тем. (И.С. Бах, кантата №80 “Ein feste Burg”; “Искусство фуги” №8 и 11; Моцарт, кода финала симфонии №41 “Юпитер”).

5.1 - промежуточного между многотемной и однотемной фугой вида: с функционированием в качестве тем вариантов одной темы. (И.С. Бах, “Искусство фуги” - №7).

5.2 - промежуточного между многотемной и однотемной фугой вида: с функционированием в качестве самостоятельных тем частей одной темы. (Г.Ф. Гендель, фуга в №17 из оратории “Иисус Навин”).

Т е м а 24. Особые формы фуг

Фуга на хорал. Традиции в музыкальном искусстве Возрождения. В немецком Барокко - род хоральной обработки, распространенный в творчестве В. Любека, Г. Бема, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, И.С. Баха и др. Связь хоральной прелюдии (и фуги) с общими тенденциями Реформации. Систематика хоральных обработок в трудах С.С. Скребкова и Вл. Протопопова. Типология фуги:

1. Фугированный хорал (хоральный мотет). Фугированное изложение каждой фразы хорала, которая переработана в тему фуги; а) с cantus firmus - И.С. Бах, кантата № 80, I часть; б) без cantus firmus - И.С. Бах, O.W. (Peters) VI, №21 “Durch Adams Fall ist ganz verderbt”.

2. Фуга на первой фразе хорала. Характерность данного вида для барочной фуги; а) с cantus firmus - И.С. Бах, O.W. VII, № 39-а “Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit”; б) без cantus firmus, где остальные фразы хорала даны в виде контрапунктов, тематизма интермедий - И.С. Бах, O.W. VII, № 55 “Vom Himmel hoch”, VI, № 33 “Jesus Christus, unser Heiland”.

3. Фуга на самостоятельном материале с хоралом в виде cantus firmus. Хорал не участвует в имитациях. - И.С. Бах, кантаты №№ 3, 25, 116, O.W. VI, № 29 “Jesu, meine Freude”.

4. Фуга на самостоятельном материале с хоралом, получающим имитационное развитие. - С. Танеев, кантата “Иоанн Дамаскин” III часть.

5. Фуга на самостоятельном материале с хоралом в интермедийных частях формы. - И.С. Бах, O.W. VII, № 59 “Wer nur den lieben Gott lasst walten”.

Каноническая фуга. Связь с старинными видами фуги. Сочетание канона с периодической имитацией. Различные образцы канонической фуги (И.С. Бах “Музыкальное приношение”, Хиндемит фуга in H из цикла “Ludus tonalis”).

Рассредоточенная (составная) фуга. Генезис вида - в канцоне с ее контрастностью разделов. Класс С по Вл. Протопопову. Тематические связи между имитационными частями формы. Фуги Букстехуде. Токкаты И.С. Баха. После Баха - в условиях большой полифонической формы.