Венгерские рапсодии Листа
Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.
Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:
горделивый, страстный, патетический характер;
свободная, импровизационная манера изложения;
острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.
Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.
Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.
Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).
1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;
2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).
Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.
В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.
Вторая рапсодия, cis-moll. Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.
I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.
2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.
- Вопросы к экзамену
- Вокальное творчество Франца Шуберта.
- Песенные циклы Шуберта
- Вокальное творчество Роберта Шумана. «Любовь поэта»
- Фортепианная музыка Роберта Шумана. «Карнавал»
- Польские жанры в творчестве Шопена
- Мазурки Шопена
- Полонезы Шопена
- Прелюдии Шопена
- Баллада в творчестве Шопена
- Вторая соната Шопена
- Фортепианное творчество Листа
- Венгерские рапсодии Листа
- Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»
- Лирико-драматический симфонизм в творчестве Шуберта, Брамса, Дворжака
- Программная симфония в творчестве ГекторА БерлиозА
- Фантастическая симфония Берлиоза ор. 14
- Программный симфонизм в творчестве Ференца Листа. Симфоническая поэма «Прелюды».
- Оперная реформа Рихарда Вагнера.
- Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
- Оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга».
- Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор.
- Опера Джузеппе Верди «Травиата»
- Опера Джузеппе Верди «Риголетто»
- Опера Джузеппе Верди «Аида»
- Опера Жоржа Бизе «Кармен».
- Увертюра Вагнера к опере «Тангейзер»