Программная симфония в творчестве ГекторА БерлиозА
Во французской музыке XIX века Берлиоз занимает особое, даже исключительное место – первого французского симфониста мирового масштаба. Если в немецкой музыке симфония уже давно была одним из основных музыкальных жанров, то Франция вплоть до последней трети XIX века была страной театральной, оперной, а не симфонической. Когда 27-летний Берлиоз «ворвался» в музыкальную жизнь Парижа своей необычной «Фантастической симфонией», здесь всего лишь два года существовал симфонический оркестр, и публика впервые слушала симфонии Бетховена, причем слушала с недоумением, неприятием, даже возмущением.
Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его содержание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные неистовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставлениями - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:
I – отражение острых проблем современности. Идейное содержание программных симфоний Берлиоза теснейшим образом перекликается с образами современной ему романтической литературы – Мюссе, Гюго, Байрона. «Фантастическая» симфония является таким же манифестом романтизма, как и роман Мюссе «Исповедь сына века», поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» – это первый в истории музыки музыкальный портрет молодого человека XIX века, типичного героя своего времени. Он наделен теми же чертами болезненной чувствительности, разочарования, одиночества и меланхолии, как и герои Байрона, Гюго. Сама тема «утраченных иллюзий», к которой обратился композитор, была очень характерной для своего времени;
2 – элементы театральности. Берлиоз обладал редким театральным даром. Он мог с максимальной наглядностью показать в музыке тот или иной образ. И почти каждому музыкальному образу Берлиоза можно дать конкретное сюжетное истолкование. Например, в «Фантастической симфонии»: «Появление возлюбленной на балу», «Перекличка пастухов», «Раскаты грома», «Казнь преступника» и пр. В симфонии «Гарольд в Италии»: «Пение пилигримов», «Серенада горца»; в «Ромео и Джульетте» – «Одиночество Ромео», «Похороны Джульетты» и пр.
- Вопросы к экзамену
- Вокальное творчество Франца Шуберта.
- Песенные циклы Шуберта
- Вокальное творчество Роберта Шумана. «Любовь поэта»
- Фортепианная музыка Роберта Шумана. «Карнавал»
- Польские жанры в творчестве Шопена
- Мазурки Шопена
- Полонезы Шопена
- Прелюдии Шопена
- Баллада в творчестве Шопена
- Вторая соната Шопена
- Фортепианное творчество Листа
- Венгерские рапсодии Листа
- Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»
- Лирико-драматический симфонизм в творчестве Шуберта, Брамса, Дворжака
- Программная симфония в творчестве ГекторА БерлиозА
- Фантастическая симфония Берлиоза ор. 14
- Программный симфонизм в творчестве Ференца Листа. Симфоническая поэма «Прелюды».
- Оперная реформа Рихарда Вагнера.
- Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
- Оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга».
- Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор.
- Опера Джузеппе Верди «Травиата»
- Опера Джузеппе Верди «Риголетто»
- Опера Джузеппе Верди «Аида»
- Опера Жоржа Бизе «Кармен».
- Увертюра Вагнера к опере «Тангейзер»