Тема 9. Фермата, ее виды, их техническое выполнение в дирижерской аппликатуре.
Фермата является одним из действенных выразительных средств музыки. Выдерживать фермату несложно, трудности связаны с ее прекращением. Существуют различные способы; они зависят от того, требуется ли полное снятие ферматы, предполагающее длительную паузу после нее или нет. Если нет, то она может быть соединена со следующей нотой или, что бывает гораздо чаще, за ней может последовать краткая пауза, необходимая для взятия дыхания. Смысл ферматы, ее динамическая насыщенность, степень неустойчивости, протяженность теснейшим образом связаны с тем или иным ее содержанием и во многом зависят от того, в какой момент драматургического развития произведения она появляется.
Техническую сторону выполнения фермат можно разделить на три стадии: постановку, выдерживание и снятие. Давая общие понятия о постановке ферматы, следует сказать, чтобы привлечь внимание исполнителей перед ферматой дирижер должен дать более яркий (заметный) ауфтакт – это в подвижных темпах и насыщенной динамике. Фермата в спокойном темпе и piano показывается лишь несколько большим ауфтактом, не выделяется из компонента рисунков тактирования.
Выдерживание ферматы целиком и полностью зависит от образного содержания музыки; иногда фермата трактуется как остановка движения музыки, момент статики. Подобная ее функция возможна лишь в конце произведения или его части. Гораздо чаще фермата связана с моментом неустойчивости, переходности, концентрации энергии. Часто фермата ставится в точке кульминации или на ее спаде. Естественно, тогда фермата может иметь разный смысл. Поскольку фермата является столь сильным средством, постольку и показываться она должна выразительным жестом, с соответствующим положением корпуса, рук и мимики лица.
Снятие ферматы само по себе не представляет трудности, особенно если после ферматы есть пауза. наиболее сложно, когда фермата переходит в следующую долю такта, при этом ауфтакт к снятию ферматы должен быть равен длительности счетной доли, а по форме иметь вид круга.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Этапы развития дирижирования
- Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства.
- Тема 3. Западноевропейская дирижерская школа и ее представители.
- Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.
- Тема 6. Дирижерский жест и его структура.
- Тема 7. Ауфтакт, его функции и разновидности.
- Тема 8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем.
- Тема 9. Фермата, ее виды, их техническое выполнение в дирижерской аппликатуре.
- Тема 10. Паузы, синкопы, акценты. Способы их показа в мануальной технике.
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 12. Аккомпанемент. Дирижерские задачи в овладении искусством аккомпанемента.
- Тема 13. Функции дирижера в работе с коллективом.
- Тема 14. Оркестр. Виды оркестров по инструментальному составу.
- Тема 15. Партитура. Дирижерский анализ партитуры.
- Тема 16. Дирижерская палочка, ее предназначение, способы держания.
- Зачетные требования
- Примерные вопросы к экзамену.
- Библиографический список
- Дополнительная литература