Тема 1. Этапы развития дирижирования
За время своего исторического развития дирижирование прошло несколько стадий, пока, наконец, не сложились современные его формы. В процессе развития дирижирования (управления) четко обозначились три способа.
Первый способ – управление ритмической стороной исполнения при помощи стука (рукой, ногой, палкой и т.д.). Второй способ – это хейрономия или как его называют мнемонический – обозначение относительной высоты звука и его протяженности, при помощи движений рук, пальцев, головы, тела и т.д. И, наконец, третий способ управления исполнением при помощи игры на инструменте.
В настоящее время некоторые из этих форм сохранились, но они претерпели значительные изменения. Дирижирование пришло к современному высокому уровню лишь тогда, когда все упомянутые средства стали применяться не раздельно, а в виде единого действия. Дирижерский жест приобрел глубокий выразительный смысл. Эмоциональная выразительность жеста раскрывает исполнителям смысловой подтекст музыки, значение нюансов, авторских ремарок и тому подобное.
Дирижирование, ранее ограничивавшееся задачами управления ансамблем, превратилось в высокое художественное искусство, в исполнительском творчестве.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Этапы развития дирижирования
- Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства.
- Тема 3. Западноевропейская дирижерская школа и ее представители.
- Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.
- Тема 6. Дирижерский жест и его структура.
- Тема 7. Ауфтакт, его функции и разновидности.
- Тема 8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем.
- Тема 9. Фермата, ее виды, их техническое выполнение в дирижерской аппликатуре.
- Тема 10. Паузы, синкопы, акценты. Способы их показа в мануальной технике.
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 12. Аккомпанемент. Дирижерские задачи в овладении искусством аккомпанемента.
- Тема 13. Функции дирижера в работе с коллективом.
- Тема 14. Оркестр. Виды оркестров по инструментальному составу.
- Тема 15. Партитура. Дирижерский анализ партитуры.
- Тема 16. Дирижерская палочка, ее предназначение, способы держания.
- Зачетные требования
- Примерные вопросы к экзамену.
- Библиографический список
- Дополнительная литература