Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.
Когда мы впервые начинаем учиться писать, нас заставляют строго придерживаться образцов начертания букв алфавита. Позже, когда наше письмо приобретает индивидуальный характер, почерк может далеко отклониться от форм, которым мы были обучены первоначально. По вопросам обучения искусству дирижирования существуют различные точки зрения. Некоторые дирижеры считают, что не нужно заниматься техникой дирижирования – она появится в процессе работы. Однако подобный взгляд в корне ошибочен.
Другая крайность педагогического метода состоит в том, что обучающийся долгое время осваивает движения и приемы техники изолированно от музыки. Истина находится ровно посередине. Постановку рук, элементарные движения и приемы тактирования целесообразно проводить на специальных упражнениях вне музыки. Однако как только начальные дирижерские движения усвоены, последующую выработку технических приемов следует продолжать на художественных произведениях. Постановка дирижерского аппарата заключается в выработке таких форм движений, которые наиболее рациональны, естественны и базируются на внутренней и мышечной свободе.
Аппаратом дирижера являются руки, их многообразные движения, образующие стройную систему дирижирования. Общеизвестно, что не только руки, но и мимика, осанка, положение головы, корпуса и даже ноги, способствуют в выразительности дирижирования. Внешний вид дирижера должен показывать наличие воли, активности, решительности и энергии.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Этапы развития дирижирования
- Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства.
- Тема 3. Западноевропейская дирижерская школа и ее представители.
- Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.
- Тема 6. Дирижерский жест и его структура.
- Тема 7. Ауфтакт, его функции и разновидности.
- Тема 8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем.
- Тема 9. Фермата, ее виды, их техническое выполнение в дирижерской аппликатуре.
- Тема 10. Паузы, синкопы, акценты. Способы их показа в мануальной технике.
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 12. Аккомпанемент. Дирижерские задачи в овладении искусством аккомпанемента.
- Тема 13. Функции дирижера в работе с коллективом.
- Тема 14. Оркестр. Виды оркестров по инструментальному составу.
- Тема 15. Партитура. Дирижерский анализ партитуры.
- Тема 16. Дирижерская палочка, ее предназначение, способы держания.
- Зачетные требования
- Примерные вопросы к экзамену.
- Библиографический список
- Дополнительная литература