Тема 15. Партитура. Дирижерский анализ партитуры.
Если коротко сказать, то партитура это произведение, написанное для оркестра, хора или ансамбля. Наиболее точно понятие партитуры трактует Н. Зряковский: «Партитурой называется полная и подробная нотная запись многоголосного произведения для оркестра, хора, инструментальных, вокальных или смешанных ансамблей, оркестра с солистами, оркестра с хором и т.д.»
Записывается партитура для различных оркестров по-разному, нос в строгой последовательности. Во всех партитурах нотоносцы объединяются общей акколадой, групповые акколады объединяют однородные группы оркестра, дополнительными акколадами объединяются однородные инструменты в группах.
Порядок записи инструментов в симфоническом оркестре (полная партитура):
а) Деревянная духовая группа (флейты, гобои, английский рожок, кларнеты, фаготы);
б) Медная духовая группа (валторны, трубы, тромбоны, туба);
в) Ударная группа:
нотирующиеся инструменты (литавры, ксилофон, челеста, маримба и т.д.)
шумовые инструменты (большой барабан, малый барабан, тарелки, треугольник, кастаньеты и т.д.);
г) Арфы и фортепиано;
д) Струнно-смычковая группа (квинтет) – скрипки I, II, альты, виолончели и контрабасы).
В зависимости от составов оркестра партитуры бывают «полные» и «неполные».
В духовом оркестре нет строгого порядка записи инструментов. Единственно, что выполняется беспрекословно, если есть деревянная группа, она также как в симфоническом оркестре записывается вверху, а тубы и геликоны внизу. Запись остальных инструментов не имеет определенного, четкого порядка.
Партитура для полного состава оркестра народных инструментов:
I. Домровая группа:
домра пикколо
домры примы
домры альтовые
домры теноровые
домры басовые
домра контрабас
II. Рожки:
сопрано 1
сопрано 2
альт
тенор
Флейта, гобой
III. Группа баянов:
баян 1
баян 2
Оркестровые гармоники
баян пикколо
баян сопрано
баян альт
баян баритон 9бас)
баян контрабас
IV. Группа ударных инструментов.
В основе такая же, как в симфоническом оркестре. В народных обработках используются фольклорные инструменты: рубель, трещотка, бубенцы, стиральная доска, коса и т.д.
V. Группа балалаек:
балалайка прима
балалайка секунд
балалайка альт
балалайка бас
балалайка контрабас
Запись такой партитуры выглядит как образец. В самом деле, даже в государственных оркестрах не выдерживается весь перечень этих инструментов, не говоря уже об учебных и самодеятельных оркестрах.
Каждый руководитель-дирижер формирует состав оркестра на свое усмотрение, исходя из возможностей. Поэтому партитуры выглядят намного скромнее (меньше состав), но порядок записи инструментов неизменно сохраняется. пожалуй, больше всего трансформируется группа баянов (в зависимости от состава струнных, баянов может быть от 2-х до 5, 6). По конструкции баяны могут быть: обыкновенные-двуручные, оркестровые гармоники, многотембровые готово-выборные и даже тембровые (одноручные) – флейта, гобой, кларнет, валторна, туба и еще бывает труба.
В современных оркестрах в настоящее время чаще всего используют готово-выборные баяны, как правило I и II, и т.д.
Готовясь к первой встрече (репетиции) с оркестром дирижер обязан досконально изучить и знать партитуру. Репетиционная работа, то есть процесс подготовки исполнения произведения с оркестром, является необычайно важной в деятельности дирижера. Проведение репетиции требует от дирижера наличия педагогических способностей, определенного такта, умение воздействовать на психику исполнителей, это психологическая сторона процесса. Всему этому должна предшествовать огромная работа над партитурой. Во-первых, дирижер должен познакомиться с текстом музыкального произведения (по возможности проиграть на фортепиано или прослушать в записи), прочувствовать характер, обращая внимание на авторские ремарки, определить форму и взаимосвязь частей произведения, метроритмическую структуру, гармонический язык, соответствующий стилю произведения, а затем разметить партитуру соответственно ее тактовой структуре.
Это выражается в том, что дирижер отмечает различными знаками (точками, запятыми, черточками, крестиками) построение музыкальной речи произведения (фразы, предложения, периоды и т.п.). Сложности возникают, когда фраза состоит из нечетных тактов – нужно быть очень внимательным, дабы, не исказить смысла. Такая разметка помогает определить сложные места в группах оркестра, что требует большего прохождения. Подобная работа над партитурой помогает проанализировать структуру произведения и охватить большие разделы формы, как бы дает прочувствовать всю драматургию произведения.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Этапы развития дирижирования
- Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства.
- Тема 3. Западноевропейская дирижерская школа и ее представители.
- Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.
- Тема 6. Дирижерский жест и его структура.
- Тема 7. Ауфтакт, его функции и разновидности.
- Тема 8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем.
- Тема 9. Фермата, ее виды, их техническое выполнение в дирижерской аппликатуре.
- Тема 10. Паузы, синкопы, акценты. Способы их показа в мануальной технике.
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 12. Аккомпанемент. Дирижерские задачи в овладении искусством аккомпанемента.
- Тема 13. Функции дирижера в работе с коллективом.
- Тема 14. Оркестр. Виды оркестров по инструментальному составу.
- Тема 15. Партитура. Дирижерский анализ партитуры.
- Тема 16. Дирижерская палочка, ее предназначение, способы держания.
- Зачетные требования
- Примерные вопросы к экзамену.
- Библиографический список
- Дополнительная литература