logo search
IMLiI

17. Древнегреческая литература

совокупность литературных произведений античных авторов, включающая в себя всё творчество древнегреческих поэтов, историков, философов, ораторов и др. вплоть до конца истории Древней Греции. Отличавшая древнего эллина способность живо воспринимать окружающее и быстро отзываться на него, проникать глубоко в основные мотивы явлений и улавливать их типические, существенные черты, пластичность греч. речи, позволявшая эллину выражать легко и точно каждую свою мысль и настроение со всеми их оттенками, сообщили древнегреч. литературе гуманистический характер и обеспечили за нею общечеловеческий интерес. В основных свойствах эллинского гения кроется разгадка несравненной оригинальности его научного и художественного творчества, долговечности множества выработанных им идей, образов и целых систем мировоззрения; этим же обусловливается то громадное влияние, какое имела древнеэллинская литература на все позднейшие, начиная с римской, и на европейскую образованность вообще. Крайними пределами истории древнегреческой литературы следует признавать XI в. до н. э., когда сложились многочисленные сказания о героях Троянской войны, и первую половину VI в. н. э., когда по распоряжению императора Юстиниана (529) были закрыты философские школы в Афинах. В этом промежутке времени различаются два отдела: один — от начала литературы до III в. до н. э., по преимуществу творческий; другой — от начала александрийской учёности до Юстиниана, по преимуществу время изучения прежней литературы и усвоения древнегреческой образованности другими народностями. В творческой эпохе Г. литературы различаются два периода: развитие эпоса, лирики, возникновение драмы и всех видов прозы — приблизительно до 480 г. до н. э., другой период, аттический, пора высшего процветания драмы, красноречия, философии, историографии с переходом к точным наукам. В первом периоде руководящая роль принадлежала колониям, во втором неоспоримо господствовали Афины. Периоды: Архаический период Классический Эллинистический Римский

18.Литература Древнего Рима Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Однако, на мои взгляд, именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена развития гражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.  Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.  Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».  Др. поэты: Гней Невий, Плавт,Энний, Цецилий и Теренций Периоды: 1.Догреческий(ранняя письменность)  2. Римская лит-ра под влиянием Греции (поэзия) 3. Классический(сатира,комедия, проза, красноречие) 4..Век Августа (Настает золотой век римской поэзии, век Августа, открывающий собой новый период (четвёртый). Проза отступает, в свою очередь, на задний план и всецело господствует поэзия.) 5. Серебряный век (риторика, сатира, философия, с Серебряным веком связан упадок Римской лит-ры.)

19. Литература Византии  Византи́йская литерату́ра — литература Византийской империи, среднегреческая по языку. Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через югославянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими. Наличие византийской книжности определяется, таким образом, не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале. Ранний период Начало византийской литературы относится к VI—VII векам, когда греческий язык становится господствующим в Византии. Из прозаических видов в первый период византийская литература особенно процветает история, авторы которой подражали манере Геродота, Фукидида, Полибия. От эллинистической прозы Византия унаследовала много. Сюда надо отнести например египетскую повесть об Александре Македонском.

Средний период : С прекращением иконоборчества, то есть с IX века, появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкелл, Феофан Исповедник, патриарх Никифор). Поздний период С XII до средины XV века (1453) в Византии наступает эпоха феодализма, господства так называемые «властелей» — светских феодалов и духовных сеньоров, — тревожное время, когда в борьбе с турками Византия искала поддержки у западного рыцарства, которое временно даже захватило власть в Византии; не имея достаточных внутренних сил для борьбы, империя после краткого периода успехов в XII века постепенно становится добычею турок и в 1453, с падением Константинополя, прекращает своё существование.

26.Литература Возрождения В разных странах охватывает период с 16 до первой четверти 17 в. ( В Италии – с 14 в.). Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. В литературе проявились с наибольшей силой новые представления о человеке и мире, присущие указанной культуре. Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы. Особенностью литературы Ренессанса, как и всей культуры, был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира. Как и гуманизму-идеологии Ренессанса, литературе Возрождения было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии. поэзия как один из способов познания и осмысления мира. Литература создавалась как нанациональных языках, так и на латыни. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности. Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений – сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль (пастушеская драма). В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, — и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в »живые картины». Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах:широкое распространение эпической поэмы,средневековый рыцарский роман,утверждается плутовской роман.  Специфически ренессансным жанром стали диалог и новеллы.  Для поэзия эпохи Возрождения характерно доминирование лирической поэзии. Из античных жанров эпической поэзии возрождаются ода и гимн, лирическая поэзия тесно связана с возникновением, развитием и усовершенствованием сонета, ставшего ведущей формой лирики, а также мадригала (Один из основных жанров многоголосной хоровой музыки). Развитие получают также эпиграмма, элегия (произведение грустного характера с мотивами одиночества, страданий, неразделенной любви), реже баллада (романтически-повествовательная, часто сентиментальная песня популярного типа). Литература Ренессанса, как вся культура Возрождения, опиралась на античные достижения и отталкивалась от них. В то же время она творчески развивала народные традиции средневековой литературы.

28.Английская литература Хронологические рамки эпохи в истории английской культуры (после Шекспира и до появления “Опыта о человеческом разуме” Д. Локка). Тесная связь развития социальной, духовной жизни страны с противостоянием пуритан и сторонников официальной англиканской церкви. Английская буржуазная революция и ее непреходящее значение для исторической жизни нации. Отражение ее в английской литературе 17 века. Проблема периодизации. Значение шекспировской традиции (Б. Джонсон, Д. Донн, Д. Милтон). “Метафизическая школа” и творчество Д. Донна. Д. Милтон – крупнейший поэт и публицист английской революции. Периодизация его творческого пути. Раннее творчество. Публицистика 40-50-х годов. Защита свободы слова (“Ареопагитика”), оправдание казни короля (“Иконоборец”), защита республики (“Защита английского народа”). Образность и острота публицистического стиля Милтона. Поэмы Милтона как отражение английской современности в условной форме библейского эпоса. Противоречивость воплощения замысла поэмы “Потерянный рай” (Пушкин и Белинский о противоречивости поэмы). Проблема метода. “Возвращенный рай” и его значение для развития английской художественной словесности. Своеобразие классицизма Милтона на страницах героической драмы “Самсон-борец”. Разоблачение господствующих нравов в эпоху Реставрации в поэме Д. Бэньяна “Путь паломника”. Аллегоризм бэньяновского эпоса – характернейшая черта пуританской литературы. “Гудибрас” С. Бэтлера. Особенности творческого замысла и его художественного воплощения. Значение поэм Д. Бэньяна и С. Бэтлера для развития английской сатиры.

Вопросы 31

Итальянская литература 18 века

В истории Италии 18 столетие – одно из самых сложных и противоречивых периодов. Впрочем, никакой Италии, строго говоря, на карте тогда и не существовало: была огромная область принадлежавшая папе римскому, три коровлевства, три республики и множество мелких земель. Контроль над этими территориями оспаривали Австрия и Франция. Не было и единого языка: в каждом городе говорили на своем диалекте. Литературным языком Боккачо и Петрарки владели только образованные (богатые) люди. Только в середине столетия прекратились столетние войны и начала расцветать культура.

Особенность эпохи просвещения: стремление к национальному единству, поэтому литераторы обращались преимущественно к истории (временам Рима и Возрождения).

Главное философское сочинение столетия – «Основания новой науки об общей природе наций» Джамбаттисты Вико посвящено осмыслению исторических законов.

Во второй половине 18 века литература приобретает общественную направленность. В Венеции бурно развивалась критика и публицистика: печатались друг Вольтера Саверио Буттинелли, критик Джузеппе Баретти, литератор и популяризатор науки Франческо Альгаротти.

Самым ярким явлением культуры был театр.

Благодаря поэту и драматургу Пьетро Метастазио опера обрела классическую форму («Сады Гесперид», «Покинутая Дидона», «Александр в Индии»).

Созданные Витторио Альфьери пьесы «Антигона», «Заговор Пацци», «Саул», примеры высокой классической трагедии.

Наиболее прославили итальянский театр 18 века комедии Карло Гольдони (комедии из народной жизни: «Хозяйка гостиницы», «Прекрасная грузинка», «Комический театр») и Карло Гоцци («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король-олень»), двое непримиримых соперников. Антипросветительская позиция Гоцци. Защита Гоцци комедии дель арте и полемика с Гольдони. Жанровое своеобразие «фьябы»: традиции народной сказки и комедии дель арте.

Немецкая литература 18 века.

Германия 18 столетия еще переживала последствия Тридцатилетней войны, которая лишила ее двух третей населения и поставила под вопрос само существование немецкой нации. Страна была раздробленна.

Начальный этап эпохи Просвещения неотделим от рационалистической философии Готфрида Вильгельма Лейблица.

Высшим авторитетом в этот период был Иоганн Кристоф Готшед реформатор национального языка и театра («Опыт критической поэтики для немцев»). Призывал к тщательному подражанию французской классицистической драматургии.

Центральная фигура немецкого Просвещения – Готхольд Эфраим Лессинг («Эмилия Галотти»). Соединение античной основы фабулы, итальянского контекста событий и опыта немецкой общественной жизни в сюжете пьесы.

Другой выдающийся немецкий просветитель – Кристофор Мартин Виланд (создал первый немецкий воспитальтый роман – «История Агатона»).

Старшие просветители исходили из того, что человек в основе своей неизменен, постоянны и законы искусства. Иоганн Готфрид Гердер пытался связать поэзию того или иного народа с природными условиями, обычаями, средой, религиозными верованиями.

Герой «штюрмерской» драмы – сильная самобытная личность. Ее темы – вражда братьев, конфликт отцов и детей. Подобные сюжетные линии встречаются у Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца, Генриха Леопольда Вагнера, Фридриха Максимилиана Клингера, у молодых Гете и Шиллера.

Эпоха просвещения в Германии закончилась, как и повсюду в Европе, событиями Великой Французской революции.

Американская литература 18 века

Становление национальной американской литературы начинается в XVIII в. Освободительное движение фермеров, ремесленников и мелкой буржуазии, возглавляемое выдающимися демократами, деятелями американского Просвещения Бенджамином Франклином, Томасом Джефферсоном, Томасом Пейном вылилось в Войну за независимость, явившуюся, по сути, буржуазной революцией. Она завершилась окончательным отделением колоний от власти Англии. В процессе борьбы за независимость крепло самосознание американцев. Разнородный по социальному составу поток европейцев-колонистов постепенно превращался в американскую нацию. Этот процесс сопровождался созданием новой культуры, основанной на пуританском мировоззрении, поскольку власть в большинстве колоний с начала заселения края была сосредоточена в руках священников-пуритан.

Начало американской словесности положила документальная проза. В письмах и путевых записках, которые колонисты посылали в Европу, подробно описывалась жизнь на обретенной земле. Это были, как правило, не отличающиеся оригинальностью, основанные на фактах, лишенные живописных элементов отчеты путешественников, хотя и среди них встречались самобытные, прочувствованные повествования. Так, Джон Смит, названный позднее «отцом американской литературы», в «Общей истории Виргинии, Повой Англии и Летних островов» описал тяжелые испытания, выпавшие на долю колонистов в период освоения Америки. В его отчете есть и романтическая история, которая повествует о том, как автору спасла жизнь дочь индейского вождя.

В «Истории поселения в Плимуте» Уильяма Брэдфорда, в котором видят «отца американской истории», говорится о жизни поселян и их нравственном облике.

Примером борьбы с теократией за создание государства, обеспечивающего благо всех переселенцев, свободного от расовых предрассудков, являются произведения Томаса Хукера и Роджера Уильямса. Они выступали против суровой морали пуритан, против государства, в котором власть не зависит от воли народа, а священнослужителям позволено по собственному усмотрению карать и миловать прихожан.

Американские просветители ищут такую форму организации общества, которая помогла бы человеку сохранить свои природные качества и одновременно дала бы возможность пользоваться всеми человеческими благами.

Обитатели колоний начинают уделять большое внимание просвещению. Во многих провинциях появляются собственные колледжи, впоследствии преобразованные в университеты. В это же время широко развивается печатное дело, происходит приобщение поселенцев к чтению альманахов, календарей, газет. С середины XVIII в. они распространяются по всем колониям. Все это способствовало развитию американской литературы в разных жанрах.