logo
IMLiI

Киноискусство в ссср, Российской Федерации

Днем рождения советского киноискусства считается 27 августа 1919 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет о национализации кинофотопромышленности, т.е. о переходе кинематографа из рук разных хазяйчиков в руки молодого советского государства.

   Главная линия советского киноискусства 20-х годов была определена в революции XIII съезда партии, где указывалось, что кино должно быть средством коммунистического просвещения и агитации.     Советские киноработники поставили перед собой такие задачи, которых не знал буржуазный кинематограф. В своих произведениях они хотели отразить революционную борьбу масс, великие события эпохи, главным участником и героем которых был народ. Именно поэтому лучшие фильмы молодого советского киноискусства приобрели огромную, ранее неведомую силу художественного воздействия. Они встретили восторженный прием у наших зрителей и зрителей тех зарубежных стран, куда им удавалось проникнуть через цензурные рогатки. Первыми такими фильмами были «Броненосец Потемкин» режиссера С.М. Эйзенштейна и «Мать» В.И. Пудовкина

В начале 30-х годов в результате достижений советских и иностранных специалистов кино стало звуковым. Живое слово, музыка несказанно обогатили кинофильмы. Возникла необходимость тесного творческого содружества кинорежиссеров и авторов, работающих для кино.

Музыку к фильмам написали такие советские композиторы, как С.С. Прокофьев («Александр Невский», «Иван Грозный»), Д.Д. Шостакович («Встречный», трилогия о Максиме, «Встреча на Эльбе»), Д.Б. Кабалевский («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится»), И.О. Дунаевский («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»), Т.Н. Хреников («Свинарка и пастух», «Верные друзья») и другие.

В середине 30-х годов в советском киноискусстве наметилось некоторое изменение тематики. Если раньше создатели фильмов в первую очередь стремились воплотить на экране борьбу революционных масс с царизмом и контрреволюцией, то теперь в центре внимания был новый человек - строитель социализма.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах советское киноискусство вместе со всем нашим народом встало на борьбу с фашизмом. Наиболее активно и своевременно откликалось на события тех дней документальное кино. На фронтах Отечественной войны работники документального кино: режиссеры, операторы - с честью несли звания бойцов и офицеров Советской Армии. С киноаппаратом, а где нужно и с оружием в руках сражались они с врагом на передовой, в составе партизанских частей проникали в тыл врага, участвовали в боевых действиях авиации и флота, несли все тяготы военной жизни. Многие из них пали смертью храбрых. Содружество писателей, деятелей художественного и документального кино дало ряд значительных произведений, составивших кинолетопись отечественной войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) режиссеров Л.В. Варламова и И.П. Копалина; «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) режиссеров А.П. Довженко и Ю.И. Солнцевой; «Берлин» (1945) режиссера Ю.Я. Райзмана.

Первой премии на кинофестивале 1959 года в Москве был удостоен фильм «Судьба человека», поставленный С.Ф. Бондарчуком.

Послевоенное развитие советского кино во многом отставало от западноевропейского по вполне объяснимым причинам.

Сталинский режим достиг своего идеологического расцвета, и все кинокартины должны были прославлять существующий строй.

Таким образом, снималось достаточно мало картин, и начинающим режиссёрам было крайне тяжело, почти невозможно что-либо снять.

Но нет ничего вечного, на двадцатом съезде КПСС произошло разоблачение «культа личности» и последующий период «оттепели», что не могло не отразиться на судьбе советского кино.

Появилась возможность говорить на экране об обычном, настоящем человеке, не думающем исключительно о проблемах производства, появились новые жанры, существование которых в эпоху царствования на экране соцреализма было невозможным.

На экране появляется молодой герой, часто протестующий против мнения большинства (насколько это, конечно, возможно при советской цензуре) и борющийся за свою индивидуальность.

Среди выдающихся картин этого плана периода конца пятидесятых – шестидесятых можно выделить «Шумный день» (главную роль в фильме сыграл молодой Олег Табаков), «Чистое небо», «А если это любовь?».

В период шестидесятых в отечественном кинематографе была наконец-то отражена тема Любви: до этого отношения мужчины и женщины развивались либо в комедийном ключе, либо вообще уходили на второй план.

Теперь Любовь - главный герой.

Развитие советской мелодрамы тесно связано с карьерой Т.Дорониной.

Именно фильмы, где она исполнила главные женские роли («Три тополя на плющихе», «Ещё раз про любовь») и стоит отметить в первую очередь.

Одной из важнейших тем для советского кинематографа той эпохи, конечно, являлась не так давно окончившаяся война. Среди наиболее выдающихся военных советских фильмов следует отметить «Иваново детство» А.Тарковского, «А зори здесь тихие…» С.Ростоцкого, «Проверка на дорогах» А.Германа, «Они сражались за Родину» С.Бондарчука.

Авторскую нишу на советском экране занимает А.Тарковский, почти все картины которого были признаны шедеврами мирового кино.

Достаточно серьёзное влияние на советское кино оказало постепенное распространение телевидения.

Уже с начала семидесятых годов возникает жанр многосерийного телевизионного фильма.

Высокий уровень качества этого жанра (лучшие советские сериалы практически не уступали кинолентам) отличал отечественное кино от других стран, где телевизионное кино практически сразу превратилось в бесконечные «мыльные оперы».

Среди отечественных многосерийных лент стоит отметить прежде всего культовые «Семнадцать мгновений весны» Т.Лиозновой и «Место встречи изменить нельзя» С.Говорухина – лучшая роль в кино В.Высоцкого.

Славу советскому кино принесло и развитие комедийного жанра.

Многие комедии стали поистине культовыми и остаются таковыми по сей день, несмотря на то, что страны, в которой они были сняты, уже не существует.

Благодаря Л. Гайдаю активно развивалось эксцентрическое направление комедии.

Лучшими картинами мастера стали: «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию».

Ещё более продуктивным для отечественного кино стал жанр лирической комедии.

Именно с этим направлением связана деятельность Э.Рязанова.

В его фильмах показаны вполне обычные, даже заурядные, люди, которые в какой-то момент заново открывают для себя жизнь, стремятся выйти за границы скучной повседневности и рутины.

находят в повседневной жизни настоящее чудо.

Этим чудом обычно становится любовь («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»).

В общем, к концу шестидесятых советский, как и мировой, кинематограф овладевает практически полным набором навыков, необходимых для выработки киноязыка.

С этого времени кино перестаёт удивлять зрителя принципиально новыми методами съёмки.

Отныне достижения киноремесла заключаются в совершенствовании монтажа, звуковых эффектах, виртуозной операторской работе.

Но основы уже заложены, и изобрести что-то принципиально новое уже невозможно.

21 век придумайте сами!