Музыка эпохи Барокко. Представители
В конце XVI столетия в Италии сложился художественный стиль барокко (от um. barocco — «странный», «причудливый»). Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу (соединению) разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI—XVII вв. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись.
Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки» (ит. dramma per musica); слово «опера» (ит. opera — «сочинение») появилось только в середине XVII в. Идея «драмы для музыки» родилась во Флоренции, в художественном кружке Флорентийская камерата. Ранние флорентийские оперы сочинялись на сюжеты из античной мифологии. Первые дошедшие до нас произведения нового жанра — две оперы под одинаковым названием «Эвридика» композиторов Пери (1600 г.) и Каччини (1602 г.). Созданы они на сюжет мифа об Орфее. Пение сопровождал инструментальный
ансамбль, который состоял из чембало (предшественник фортепиано), лиры, лютни, гитары и др.
Опера стала быстро развиваться, и, прежде всего как придворная музыка. Знать покровительствовала искусствам, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному: процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные школы.
Лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьёзный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643). Уже в первых операх — «Орфей» (1607 г.) и «Ариадна» (1608 г.) — композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, создать напряжённое драматическое действие. Монтеверди — автор многих опер, но сохранились только три — «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» (1640 г.; на сюжет древнегреческой эпической поэмы «Одиссея») и «Коронация Поппеи» (1642 г.).
К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы — повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (ит. bel canto — «прекрасное пение»). Значительны достижения музыки Италии XVII—XVIII вв. и в области инструментальных жанров. Для развития органного творчества много сделал композитор и органист Джироламо Фрескобальди (1583—1643). В церковной музыке он положил начало новому стилю: его сочинения для органа — развёрнутые композиции фантазийного (свободного) склада. Фрескобальди прославился виртуозной игрой и искусством импровизации на органе и клавире.
Достигло расцвета скрипичное искусство. К тому времени в Италии сложились традиции производства скрипок. Потомственные мастера семейств Амати, Гварнери, Страдивари из города Кремона разработали конструкцию скрипки, способы её изготовления, которые хранились в глубокой тайне и передавались из поколения в поколение. Инструменты, сделанные этими мастерами, обладают удивительно красивым, тёплым звуком, похожим на человеческий голос. Скрипка получила распространение как инструмент ансамблевый и сольный.
Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки — Антонио Вивальди (1678—1741). Он прославился как блестящий скрипач-виртуоз.
Современников привлекала его драматическая, полная неожиданных контрастов манера исполнения. Продолжая традиции Корелли, композитор работал в жанре «большого концерта». Количество написанных им произведений огромно — четыреста шестьдесят пять концертов, сорок опер, кантаты и оратории. «Времена года» (1725 г.) — один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Четыре концер та этого цикла — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц («Весна», первая часть), грозу («Лето», третья часть), дождь («Зима», вторая часть). Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа. Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.
ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ, ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ И МУЗЫКА ГЕРМАНИИ
Музыкальная культура Германии XVII в. тесно связана с событиями общественной жизни предшествующего столетия, и прежде всего с Реформацией. Протестантский хорал, появившийся в тот период, к началу XVII в. перестал звучать исключительно в церкви. Постепенно мелодии этих песнопений начали использовать в ораториях, кантатах и других духовных жанрах.
С именем Георга Фридриха Генделя (1685—1759) связано развитие оперы и оратории. Гендель состоялся как оперный композитор в Италии. Известность ему принесла постановка «Агриппины» (1709 г.) в Венеции, а опера «Ринальдо» (1711 г.), поставленная в Лондоне, сделала Генделя крупнейшим оперным композитором Европы. В сочинениях Генделя чувствуется влияние итальянской и английской музыки. Однако по образу мышления Гендель оставался немецким композитором. Его произведения оказали значительное влияние на художников последующих поколений, особенно на представителей венской классической школы.
Иоганн Себастьян Бах (1685— 1750) при жизни славился как виртуозный органист и прекрасный педагог, но к музыке мастера отношение было сдержанным. Творчество Баха настолько глубоко и многогранно, что современники не смогли оценить его по достоинству. Должно было пройти целое столетие, чтобы Бах получил признание как великий композитор. Важнейшая особенность его музыки — удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверенно, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных (в том числе органных) произведений.
Вокально-драматическое творчество Баха включает около трёхсот сочинений — кантаты, хоралы, мотеты и др. Не менее значительно органное и клавирное наследие Баха: прелюдии, токкаты, фуги, хоральные обработки. В Токкате и фуге ре минор (около 1717 г.) для органа, Хроматической фантазии и фуге для клавира (1720 г.) и других произведениях соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность. Оркестровая музыка — ещё одна грань творчества мастера. Он написал шесть Бранденбургских концертов (1711 — 1720 гг.), клавирные, скрипичные концерты (в том числе переложение шестнадцати концертов Вивальди), произведения для скрипки, виолончели и т. д. В оркестровых сочинения Бах продолжал традиции Вивальди.
- Значение литературы в жизни человека, всего человеческого общества. Роды и жанры литературы
- Первые письменные произведения Древней Руси. Особенности древнерусской художественной культуры Поучения и послания
- "Хожения"
- Существовали Воинские повести.
- Литература периода феодальной раздробленности
- «Золотой век» русской литературы. А.С.Пушкин и его современники
- Место литературы в российском обществе в первой половине хiх в.
- 11. Критический реализм в русской литературе хiх в.
- 12.Русские писатели второй половины хiх в.
- 13. Литература России «серебряного века»
- 14.Литература советского периода
- 17. Древнегреческая литература
- Вопрос 33
- Драматургия, театр и музыка в России в ху111 в.
- Музыкальная культура России х1х в.
- Киноискусство в ссср, Российской Федерации
- История мирового кино хх в.
- Мировой кинематограф на рубеже хх-хх1в.
- Музыка эпохи Средневековья. Представители
- Музыка эпохи Возрождения. Представители
- Музыка эпохи Барокко. Представители
- Музыка эпохи Романтизма. Представители.
- Музыкальна культура России. Представители Могучей кучки.
- П.И. Чайковский, а.Н. Скрябин, и.Ф. Стравинский, с.П. Прокофьев
- Джаз. (Блюз, регтайм, спиричэулс, госпел). Представители.
- Диско. Регги. Представители.
- Классическая западноевропейская музыка ху111 в.