Т е м а 27. Фуга в творчестве г.Ф. Генделя
Иная, чем у Баха, интонационная основа полифонии Генделя - влияние оперного жанра. Важная роль basso continuo в ариях и кантатах Генделя, по образному смыслу приближающаяся к теме фуги. Влияние на полифоническую ткань Генделя гармонического начала. Проявление импровизационности, яркой фантазийной свободы в кантатно-ораториальных и оркестровых сочинениях Генделя.
Особый - генделевский тип фуги, получивший продолжение в полифонии Гайдна, Бетховена, Листа, Чайковского, Регера, Прокофьева, Щедрина. Характерные черты фуги Генделя. Влияние на полифоническую технику свободной импровизационности. Тема фуги - мобильная интонационно-ритмическая конструкция. Может быть сокращена или надстроена путем прибавления мотивов к основной структуре - до и после нее. Контрапункты - преимущественно неудержанные, интермедии в простом контрапункте, мелодическая ритмическая вариантность линий. Экспозиция фуги - свободное изложение темы, голосоведение ориентировано на оркестровый тип фактуры. Разработка - совмещает приемы собственно полифонического и мотивно-тематического развития; содержит мелодическое обновление контрапунктического и интермедийного материала. Реприза - многоэтапный заключительный раздел, содержащий элементы тематической разработки.
Интонационные особенности тематизма фуг: большая роль диатонических элементов, наличие широких интервальных ходов (на септиму, октаву) в ядре темы, речитативная декламационность и ритмическая пафосность полифонической мелодики произведений Генделя. Специфика голосоведения в фугах: опора на оркестровый тип фактуры, характеризующийся регистровым совпадением различных по тембру групп (деревянные, медные, струнные инструменты).
Взаимопроникновение гомофонных и полифонических элементов в структуре произведений Генделя (Larghetto из кантаты №46 “Лукреция”, ария Баязета из оперы “Тамерлан”, первая ария Цезаря из оперы “Юлий Цезарь”). Фуги в ораториях “Мессия”, “Израиль в Египте”, “Балтасар”, “Иевфай”, в concerti grossi (ор.6 №7, 12). Свобода архитектонической конструкции и простота тонального плана фуг, восходящие к мастерам начала XVII века, и одновременно – сильное влияние вариационно-разработочных приемов развития, предвосхитевшее фуги венских классиков. Единство музыкально- образного содержания и особенности полифонической техники в двойных фугах Генделя (concerti grossi ор.3 №2, ор.6 №6, оратории “Сусанна” - хор №16, клавирных фугах B-dur, g-moll из сборника “Шесть фуг”).
Контрастно-тематические сложные фуги во II акте “Ациса и Галатеи”, Антеме №1.
- Т е м а 16. От строгого стиля к свободному
- Т е м а 17. “Полифония стилей” музыкального Барокко
- Т е м а 18. Барочные дефиниции смысла баховской фуги
- Т е м а 19. Этапы исторического развития фуги
- Т е м а 20. Фуга в творчестве предшественников и.С. Баха
- Т е м а 21. Теория баховской фуги
- Т е м а 22. Классы форм фуги
- Т е м а 25. Полифонические циклы и.С. Баха
- Т е м а 26. Полифонические циклы после и.С. Баха
- Т е м а 27. Фуга в творчестве г.Ф. Генделя