logo search
музыка к

Александр николаевич скрябин (1872-1915)

Музыка Скрябина связана с поздним романтизмом, оказавшим значительное влияние на композиторов XX в. Скрябина можно сравнить с его австрийским современником Густавом Малером. Как и Малер, он стремился сложные философские идеи заключить в систему образов-символов. От европейских романтиков русский композитор унаследовал веру в то, что жизнь человечества возможно изменить средствами искусства, и, воплощая эту веру в творчестве, создавал монументальные, порой утопичные проекты. Скрябин замечательно владел и мастерством написания миниатюры - он доказал, что масштабность содержания произведения не зависит от его размера и формы.

Александр Николаевич Скрябин.

Творческое наследие Скрябина представлено фортепианной и симфонической музыкой. Произведения для фортепиано он писал всю жизнь, и его композиторский почерк с течением времени менялся. В ранний период заметно влияние фортепианного стиля Шопена, которое проявляется как в выборе жанров (мазурки, прелюдии, этюды), так и в характере звучания инструмента. Скрябин той поры тяготел к изысканности, филигранной технике. В 1900х гг. основными жанрами фортепианной музыки композитора стали соната и поэма. Из десяти сонат (1892-1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре - это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) - произведения одночастные, в них нет указаний на тональность. Композитор стремился передать в музыке душевный порыв, томление, восторг. Порой состояние души, выраженное в звуках, столь неоднозначно, что его трудно описать. Подобные ощущения сменяют друг друга быстро и внезапно, и эпизоды, построенные на нежном, "прозрачном" звучании, как правило, резко обрываются мощными аккордами и пронзительно острыми гармониями.

Скрябин - автор девятнадцати фортепианных поэм. Это очень короткие сочинения (обычно имеют название). Краткость порой просто поразительна (например, "Поэма томления" звучит всего сорок семь секунд), однако они производят впечатление крупных произведений. Состояния озарения, мощного душевного движения или, напротив, покоя переданы точно и конкретно, а звучание фортепиано по богатству тембров не уступает симфоническому оркестру. Название произведений - "поэмы” - сближает их с литературой символизма. Поэтов-символистов интересовали прежде всего тонкие движения души, о которых рассказать обстоятельно нельзя - можно лишь намекнуть.

В области симфонической музыки Скрябин также обращался в основном к жанру поэмы. Первая - "Поэма экстаза" (1907 г.) представляет собой большое одночастное произведение в сонатной форме. Однако от традиционных сочинений такого рода оно отличается обилием тем, каждая из которых передаёт конкретное состояние человека и имеет название ("тема томления", "тема воли", "тема мечты" и т. п.). Композитор создал стихотворную программу, но не стал публиковать её в партитуре, не желая "давить" на восприятие слушателя. Замысел поэмы, впрочем, ясен и без слов: это произведение о том, как душа человека проходит путь от неясных предчувствий и мечтаний к высшей духовной радости, обретая огромную энергию и силу.

Важным символом стал для автора образ античного мифологического героя Прометея, принёсшего людям с Олимпа (жилища богов) огонь. В представлении Скрябина огонь Прометея - явление не столько физического, сколько духовного порядка: речь идёт о "Божественном огне творчества", который, загораясь в душе художника, делает его подобным Творцу. В творческом наследии композитора симфоническая поэма "Прометей" (подзаголовок - "Поэма огня", 1910 г.) - одно из самых смелых произведений. Оно написано для очень большого состава оркестра, фортепиано и хора. Виртуозную арию солирующего инструмента и партию хора автор рассматривал как оркестровые голоса (не случайно хор поёт без слов). В исполнении поэмы должен был участвовать необычный инструмент - "световая клавиатура", существовавшая в момент создания сочинения только в воображении автора. Скрябин обладал уникальной способностью - так называемым цветовым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определённым цветом) и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека.

В обеих поэмах Скрябин выступает как блестящий знаток оркестра. Для каждой из своих идей он находит присущий только ей тембр. Так, состояние покоя, размышления передаётся через звучание струнных (среди которых нередко выделяется солирующая скрипка), а волевые, энергичные темы поручаются, как правило, трубам. Много нового есть и в гармоническом языке поэм. Музыка "Прометея" построена на неизвестном прежде сочетании из шести звуков, получившем позже название "прометеевский аккорд". Проходя через всё произведение, он объединяет в целое большое число тем и придаёт им своеобразное звучание. По замыслу композитора, монументальные симфонические поэмы - это только вступление к грандиозному действу под названием "Мистерия", которое соединит музыку, слово, танец и все виды пластических искусств. Предполагалось, что исполнять "Мистерию" будут все люди Земли в течение семи дней, после чего, как считал автор, человечество вступит в новую эру существования. Этот замысел Скрябин обдумывал абсолютно серьёзно и в последние годы жизни работал над прелюдией к "Мистерии", котрую назвал "Предварительное действие". Композитор успел написать к нему поэтический текст и несколько музыкальных фрагментов. Что же касается планов создания "цветовой партитуры" или соединения различных искусств в одном действе, то они заинтересовали композиторов XX в., и эксперименты Скрябина были продолжены, но уже на новом техническом уровне.

РУССКИЕ СЕЗОНЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Гастрольные выступления русской оперы и балета - Русские сезоны за границей (1908-1914 гг.) - состоялись во многом благодаря Сергею Павловичу Дягилеву (1872-1929). Профессиональным музыкантом, художником или театральным режиссёром Дягилев не был, но, тем не менее, оказал большое влияние на развитие русской культуры рубежа XIX-XX вв.

Сергеи Павлович Дягилев.

С целью популяризации русской культуры Дягилев организовал в 1907 г. в Париже Исторические русские концерты. На этих концертах впервые в Европе с огромным успехом прозвучала музыка из опер Н. А. Римского Корсакова "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством", "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Млада" под управлением автора. В мае 1908 г. на сцене парижской Гранд-опера Дягилев показал оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" с Фёдором Ивановичем Шаляпиным (1873-1938) в главной роли. Успех был неслыханным, публику восхищало решительно всё: музыка, постановка, декорации, мастерство исполнения.

Афиша Русских сезонов в Париже. 1909 г.

Русские сезоны за границей (кроме Парижа они проходили также в Лондоне, Вене, Мадриде, в городах Италии и США) продолжались в течение двадцати лет, до самой смерти Дягилева. За это время было показано около восьмидесяти музыкальных театральных постановок: оперы "Хованщина" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова и целый ряд балетов. Публика впервые увидела балеты Игоря Фёдоровича Стравинского "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная". После исполнения этих произведений Стравинский был признан крупнейшим композитором Европы. Особенность Русских сезонов в том, что спектакли часто являли собой образец полного слияния музыки, театральной режиссуры, танца и живописи. С Дягилевым сотрудничали выдающиеся танцовщики - Михаил Михайлович Фокин (1880-1942), Вацлав Фомич Нижинский (1889-1950), Анна Павловна Павлова (1881-1931), Тамара Платоновна Карсавина (1885- 1978) и др. Декорации создавали известные русские художники Александр Николаевич Бенуа, Лев Самуилович Бакст, Николай Константинович Рерих, Наталья Сергеевна Гончарова, Константин Андреевич Сомов.