logo
музыка к

Джакомо пуччини

(1858-1924)

Самым крупным после Джузеппе Верди итальянским оперным композитором второй половины XIX - начала XX в. считают Джакомо Пуччини. Его творчество тесно связано с веризмом, но по сравнению с другими представителями этого течения композитор работал масштабнее и глубже. В центре произведений Пуччини - герои, живущие чувствами. Однако они никогда не становятся жертвами слепой страсти; это сильные люди, которые несут полную ответственность за свои поступки.

Под влиянием оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь" Пуччини начал искать сюжеты, способные заинтересовать и взволновать публику. Такой сюжет он нашёл в романе Антуана Франсуа Прево д'Экзиля "История кавалера Де Гриё и Манон Леско". К этому произведению композиторы обращались и до Пуччини, в частности Массне. У последнего Манон обаятельна, но это не глубокая личность; тяга к "красивой жизни" пересиливает любовь к Де Гриё. Героиня же Пуччини ("Манон Лес ко", 1893 г.) - натура страстная и сильная, способная полностью (в силу как раз своей цельности) погрузиться как в любовь, так и в порок Опера построена на чередовании контрастных сцен: "В Амьене", "В Париже", "Гавр", "В Америке". Непосредственность и весёлая суета сменяются церемонностью парижского салона, а траурное шествие женщин подготавливает предсмертную исповедь Манон.

Следующая опера - "Богема" (1895 г.) была написана по роману "Сцены из жизни богемы" французского писателя Анри Мюрже. В этом произведении композитор нашёл всё, что искал: молодость и веселье, страсть и слезы, любовь и вдохновение. Герои оперы - молодые художники, живущие в артистическом Латинском квартале Парижа. Автор рассказывает историю любви, которая заканчивается печально. В центре - образ Мими, женщины тонко чувствующей и ранимой. Внутренний мир героини раскрывается в монологах и дуэтных сценах. Другие персонажи также имеют музыкальные характеристики. Действие оперы развивается стремительно; лирические сцены соседствуют с красочными эпизодами уличной жизни французской столицы.

Сюжет оперы "Тоска" (1899 г.) взят из пьесы французского драматурга Викторьена Сарду "Флория Тоска". Действие происходит в июле 1800 г., когда Наполеон Бонапарт разгромил австрийскую армию в Италии. На историческом фоне показана личная драма героев - актрисы Тоски и художника Каварадосси. По сути это "опера одного героя": самое главное в ней - чувства Тоски; перед силой её характера остальные персонажи "меркнут". Музыка, яркая и мелодичная, в сочетании с блестяще выстроенным действием держит слушателя в постоянном напряжении.

В опере "Мадам Баттерфлай" (другое название - "Чио Чио Сан",1903 г.) также наиболее интересна партия главной героини. В финальном предсмертном монологе Чио Чио Сан раскрывается с неожиданной стороны - в нежном и хрупком существе вдруг просыпается настоящая страсть. Для создания образа её возлюбленного, американца Пинкертона, Пуччини ввёл гимн Соединённых Штатов. Чтобы передать национальный колорит, композитор использовал японские народные мелодии, необычные гармонические обороты и тембры. Интересны партия служанки - Сузуки, хор её подруг, "кукольное" шествие родственников Чио Чио Сан.

Последние произведения Пуччини создал после Первой мировой войны. Это цикл из трёх миниатюрных опер ("Плащ", "Сестра Анджелика", "Джанни Скикки", все 1918 г.) и опера сказка "Турандот" по одно имённой пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци. В "Турандот" композитор использовал старинные лады и необычные сочетания инструментов. Завершить "Турандот" автор не успел; оперу закончил композитор Франко Альфано (1876-1954).

НОВАЯ ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА

В начале XX столетия в австрийской музыке широкое распространение получили лёгкие, развлекательные жанры. Чарующие танцевальные мелодии "короля вальсов" Иоганна Штрауса продолжали привлекать венскую публику. Они звучали везде - и на оперной сиене, и на улице. Эта ностальгия по весёлой и беззаботной атмосфере "старой" Вены привела к новому расцвету венской оперетты. Ведущими авторами теперь стали Франц Легар и Имре Кальман.

Венгерский композитор и дирижёр Ферени (Франц) Легар (1870-1948) написал более тридцати оперетт. Они быстро завоевали признание зрителей. Особенно счастливо сложилась театральная судьба оперетты "Весёлая вдова" (1905 г.): только в столице Австрии она была поставлена более пятисот раз, с триумфом обошла сцены мира. В произведении показана весёлая и "красивая" жизнь, к которой стремятся персонажи, несмотря на все жизненные неудачи и потери.

Легар любил сочетать в своих сочинениях мотивы австрийских, венгерских, румынских и славянских песен и танцев. Это придало его произведениям ту силу очарования, которая и способствовала успеху.

В 10- х гг. XX столетия в Вене зазвучали оперетты ещё одного венгерского композитора - Имре (Эммериха) Кальмана (1882-1953). Вершина его творчества - оперетта "Королева чардаша" (1915 г.), известная также под названием "Сильва". Произведению присуши все отличительные черты жанра: пикантные сюжетные ситуации, развитая (почти оперная) музыкальная драматургия и эффектная, блестящая оркестровка. Всё это соединяется в "Сильве" с яркими и легко запоминающимися танцевальными мелодиями, весёлыми и непосредственными, близкими к венгерской народной музыке. Впоследствии появились "Баядера" (1921 г.), "Графиня Марииа" (1924 г.), "Принцесса цирка" и "Фиалка Монмартра" (обе 1930г.).

Вена долгое время оставалась одной из столиц лёгкой музыки. В этом городе сложились традиции жанра оперетты, и по сей день привлекающей слушателей мелодическим очарованием и непосредственностью.

ЯН СИБЕЛИУС (1865-1957)

Финский композитор Ян Сибелиус - яркий и самобытный мастер позднего романтизма. Европейскую известность Сибелиусу принесли симфонии и программные симфонические поэмы, в которых он обращался к фольклорным образам. Самые известные поэмы - "Туонельский лебедь" (1893 г.; на сюжет карело-финского эпоса "Калевала", рассказывающего о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева) и "Финляндия" (1899 г.).

В творческом наследии Сибелиуса есть произведения для скрипки, фортепиано, опера ("Дева в башне", 1896 г.), песни и т. д. Интересен концерт для скрипки с оркестром (1903 г.). В сочинении проявилась важная особенность дарования композитора: строгость и сдержанность сочетаются с эмоциональностью. Автор блестяще знает возможности скрипки: солирующая партия глубока по содержанию и в то же время виртуозна и эффектна.