Клод дебюсси
(1862-1918)
Основоположник музыкального импрессионизма - французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси. В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. Дебюсси ещё в детские годы удивлял учителей музыки пристрастиями к редким, сложным созвучиям, нестандартным ритмическим узорам. Необычный и в то же время изысканный художественный вкус молодого музыканта нередко приводил к конфликтам с преподавателями Парижской консерватории, где он учился с одиннадцати лет. В 1884 г. он окончил консерваторию и, получив Большую Римскую премию, уехал в Италию. Там Дебюсси изучал произведения Палестрины, Верди, Листа; познакомился с операми Вагнера, увлечение которыми сыграло значительную роль в становлении стиля композитора.
В 90 х гг. Дебюсси тесно общался с художниками импрессионистами и поэтами символистами. В эти годы начался расцвет его творческой деятельности. Композитор создал ряд произведений, принёсших ему широкое признание публики.
Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения Дебюсси - прелюдия "Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море". Композитор не признавал жанра симфонии в её чистом виде. Он предпочитал свободные симфонические сюиты, в которых каждая часть имеет собственное содержание. Причём количество частей в сочинениях различно. Дебюсси много экспериментировал со звучанием различных инструментов и их сочетаниями. Так, нередко главную роль он отдавал арфе в сопровождении деревянных духовых; мелодии соло у него часто исполняют флейта, гобой или кларнет, а не скрипка, как у романтиков. В этом плане показательна прелюдия "Послеполуденный отдых фавна" (1894 г.), написанная по стихотворению французского поэта символиста Стефана Малларме. Флейты, гобои, валторны и две арфы рисуют картину летнего зноя, на фоне которого изображено лесное божество. В такой же живописной манере созданы "Ноктюрны" (1899 г.). Сам Дебюсси таким названием хотел подчеркнуть необычный ночной колорит. Сочинение состоит из трёх пьес: "Облака", "Празднества", "Сирены". Образы сирен Дебюсси создал с помощью женского хора, поющего без слов.
Самое крупное симфоническое произведение композитора - "Море" (1905 г.). Здесь изображена то умиротворённая, то бушующая стихия. Как и в других сочинениях, по этичны и необычны названия частей: "На море от зари до полудня", "Игра волн", "Диалог ветра и моря".
Единственная законченная опера Дебюсси - "Пеллеас и Мелизанда" (1902 г.). Она написана по пьесе бельгийского поэта и драматурга символиста Мориса Метерлинка. В центре сочинения - сложный духовный мир человека. Встречи двух влюблённых, Пеллеаса и Мелизанды, их диалоги - основа сюжета. В опере есть все черты символистского театра: действие происходит почти всегда в полутьме, в атмосфере скорбного предчувствия смерти. Дебюсси специально подчёркивает неясность и недосказанность диалогов. А непонятные явления становятся символами, скрывающими тайный смысл. Например, картина жуткого подземелья - как напоминание о неотвратимости смерти. Но, не смотря на всю условность действия, идея оперы проста и понятна - композитор воспевает красоту и силу любви, готовой преодолеть любые препятствия.
В 1913 г.Дебюсси совершил концертные поездки по разным странам, посетил Москву и Петербург. Он выступал как пианист и дирижёр с исполнением преимущественно собственных произведений.
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ
На протяжении всей жизни Клод Дебюсси писал музыку для фортепиано и сам был выдающимся пианистом. Критики восторгались изяществом и бархатистостью звучания инструмента композитора. Его манеру игры точно характеризует строка из стихотворения французского поэта символиста Поля Верлена: "...целует клавиши прекрасная рука".
Большинство фортепианных пьес Дебюсси - программные миниатюры. Содержание сочинений различно - они могли быть навеяны поэзией, живописью или природой. Особенно композитор любил пейзажи. Жанр инструментальной миниатюры, рисующей пейзаж, бытовую сцену или портрет, восходит к творчеству французских клавесинистов XVII - начала XVIII в. Дебюсси современными художественными средствами воссоздал традиции классицизма.
Расцвет фортепианного творчества Дебюсси приходится на начало XX столетия. В это время он написал самые известные циклы произведений - "Эстампы", "Образы", "Детский уголок" и др.
Название цикла "Эстампы" (1903 г.) заимствовано из изобразительного искусства: слово означает "оттиск", "от печаток". Сочинение состоит из трёх пьес: "Пагоды" (пагода - буддийское мемориальное сооружение или хранилище реликвий), "Вечер в Гранаде" и "Сады под дождём". В них Дебюсси создал музыкальные портреты трёх стран - соответственно Китая, Испании и Франции.
Черты импрессионистской музыки свойственны двум сборникам пьес, названным композитором "Образы". В каждый сборник входит три пьесы. Первый (1905 г.): "Отражения в воде", "Посвящение Рамо", "Движение"; второй (1907 г.): "Колокола сквозь листья", "И луна нисходит на разрушенный храм", "Золотые рыбки".
"Детский уголок" (1908 г.) посвящён образам детства. Стиль сочинения отличают простота, яркая жанровость и ритмическая ясность. Самая известная - последняя пьеса цикла, "Кукольный кек-уок". В ней развивается тема американского танца кек-уок (англ. cakewalk - "шествие с пирогом"), распространённого в то время. Танцу свойственна "механическая" ритмика, резкое звучание и быстрый темп. Всё это можно услышать и в пьесе Дебюсси, но в юмористическим ("кукольном") ключе.
Интересны прелюдии для фортепиано (первый сборник - 1910 г., второй - 1913 г.), навеянные и музыкой французских клавесинистов, и живописью импрессионистов. Эти произведения характеризуются мягкостью звучания, изысканными гармониями, тонкими тембровыми нюансами. Причудливые названия прелюдий ("Дельфийские танцовщицы", "Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе", "Девушка с волосами цвета льна" и др.) Дебюсси поставил в конце пьес - чтобы не навязывать собственные ощущения, а предоставить слушателю возможность самому создать образ.