logo
музыка к

Морис равель

(1875-1937)

Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля связано с импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси, основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил самостоятельную трактовку.

Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным произведениям. Одна из ранних пьес - "Игра воды" воссоздаёт излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и ручьёв.

Следующими важными работами в фортепианной музыке стали два цикла - "Отражения" и "Ночной Гаспар". Цикл "Отражения" (1905 г.) состоит из нескольких пьес: "Ночные видения", "Печальные птицы", "Лодка среди океана", "Утренняя серенада шута" и "Долина звонов". Это пьесы настроения, навеянные сценами из жизни Испании. Здесь запечатлены щебетание птиц и переливы волн, звоны далёких колоколов и звуки гитары.

Содержание цикла "Ночной Гаспар" (1908 г.) объясняют развёрнутые эпиграфы, взятые из одноимённого сборника стихотворений французского поэта Алоиса Бертрана (Гаспаром Бертран называл дьявола). В музыке царит атмосфера мрачных видений.

К классицистическим традициям композитор обратился в последнем фортепианном цикле - сюите "Гробница Куперена" (1917 г.). Равель посвятил её выдающемуся композитору XVII в. Франсуа Куперену, но по образному строю это произведение - памятник всей французской музыке XVII столетия.

Количество симфонических сочинений Равеля невелико. Первое произведение для оркестра - "Испанскую рапсодию" композитор написал в 1907 г. Рапсодия состоит из четырёх частей: "Прелюдия ночи", "Малагенья", "Хабанера" и "Праздник". Пейзажи, сцены из народной жизни и танцы - всё сливается в едином звуковом потоке. Здесь нет настоящих испанских мелодий - Равель воспроизводит лишь общие интонации народной музыки. Хореографическая поэма "Вальс" (1920 г.). представляет собой популярный танец, увиденный глазами композитора импрессиониста. Здесь сталкиваются различные вальсовые темы - весёлые и лирические, быстрые и медленные, чувственные и торжественные.

Через многие годы после "Испанской рапсодии" Равель вновь обратился к образам Испании. Русская балерина Ида Рубинштейн заказала композитору балет на испанскую тему. Так появилось "Болеро" (1928 г.), ставшее самым знаменитым сочинением Равеля. "Болеро" - пример того, насколько полно и необычно может быть использован симфонический оркестр. С. С. Прокофьев назвал партитуру произведения "чудом композиторского мастерства". По форме "Болеро" - вариации на неизменную мелодию. Слушатель словно попадает на выставку инструментов большого симфонического оркестра. Одна и та же мелодия предстаёт перед ним в различных "нарядах" - сначала её исполняет флейта и кларнет, затем фагот, гобой, труба с флейтой, саксофон и т. д., пока не будут использованы все возможные тембры и их различные сочетания.

Завершают серию симфонических произведений Равеля два концерта для фортепиано с оркестром. Первый концерт (1930 г.) больше напоминает старинную сюиту, где чередуются три части - быстрая, медленная и вновь быстрая. Он был написан по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку. Про изведение так и называется: Концерт для левой руки. Играть его сложно, так как автор искусно создаёт впечатление, что концерт исполняется обеими руками.

Равель сочинял и для сцены. Сюжет для балета "Дафнис и Хлоя" (1912 г.) композитор взял из романа древнегреческого писателя Лонга. Дафнис и Хлоя влюблены друг в друга, они счастливы. Но пираты похищают Хлою, а спасает её бог Пан. На фоне ликующей толпы влюблённые снова вместе - таков финал балета. В музыке Равель хотел воплотить античные образы такими, какими он видел их в своём воображении, поэтому все музыкальные картины - священная роща, танцы пастушек, нимфы - написаны в импрессионистском стиле.

Морис Равель, как и Клод Дебюсси, был тесно связан с русской культурой. В постановке балета "Дафнис и Хлоя" участвовали прославленные мастера Русских сезонов С. П. Дягилева: балетмейстер М. М. Фокин, художник Л. С. Бакст, главные исполнители Т. П. Карсавина и В. Ф. Нижинский. В 1912 г. Равель сделал переложение для оркестра фортепианного цикла М. П. Мусоргского "Картинки с выставки". Эта работа стала одним из высших достижений композитора.

ВЕРИЗМ

В 80 х гг. XIX столетия в итальянском искусстве и в частности оперном, возник новое течение - веризм (ит. verismo, от vero- "истинный", "правдивый"). Художники стремились показать жизнь такой, какова она в действительности. Однако в отличие от реалистических произведений сочинения, написанные в стиле веризма, были построены на изображении иcключительно сильных (часто преувеличенных) чувств, перераставших в страсть и толкавших героев на преступления, которые они совершали прежде всего по отношению к тем, кого любили. Веристы рисовали жизнь человека в тот момент, когда от любви до ненависти - один шаг. В операх веристов почти стёрлась грань между речитативом и арией (напевность речитативов приближала их к ариям). В звучании голоса подчёркивались интонации, передававшие сильные эмоции (рыдания, крик, смех), но при этом сохранялась выразительность тем и мелодий. Усложнились гармонии, а следовательно, увеличилась роль оркестра.

Первой оперой, созданной в стиле веризма, стало произведение Пьетро Масканьи (1863-1945) "Сельская честь" (1889 г.). В центре произведения - трагическая история любви. Все события происходят в один день. Картины сельского праздника чередуются с лирическими партиями героев (таким построением "Сельская честь" напоминает "Кармен" Визе). Сочинение Масканьи невелико по размерам - всего одно действие, которое состоит из двух картин.

Следующую оперу в стиле веризма написал Руджеро Леонкавалло (1857-1919). В основе сюжета оперы "Паяцы" (1892 г.) лежат реальные события, происшедшие в 60 х гг. в одной из итальянских деревень: актёр бродячей труппы в порыве ревности убил жену. У Леонкавалло трагедия происходит во время спектакля артистов на сельской площади. Главный герой играет роль шута - паяца. Знаменитыми стали начальные слова клоуна, которые он обращает к публике: "Наш автор желает вам рассказать о неподдельных страданиях. Он хочет вам показать, что и актёр - человек...". Зрители, собравшиеся на площади, не подозревают о страшной развязке, а игра уже закончена. Комедия на сцене превращается в трагедию в жизни: герой убивает жену и её возлюбленного. Театр и жизнь, любовь и смерть неразделимы, если человек живёт страстями, - такова главная мысль оперы.

Традиции оперного веризма развили Умберто Джордано (1867-1948) Франческо Чилеа (1 866 - 1 950) и Джакомо Пуччини.