Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители.
В начале своего развития российская школа дирижирования находилась под влиянием зарубежных дирижеров, которые положительно влияли на становление профессионального дирижирования в России. Начало профессиональному обучению отечественной школы дирижирования положили Антон и Николай Рубинштейн, Милий Балакирев, когда в начале в Петербургской, а затем в Московской консерватории открылись дирижерские классы. большое влияние на дирижерское искусство оказывали композиторы, которые помимо своих произведений пропагандировали музыку своих соотечественников.
В первую очередь нужно назвать Э.Ф. Направника, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского и др. Значительный скачок в области этого искусства в России произошел после 1917 года. К этому времени нужно отнести имена целой плеяды выдающихся мастеров дирижерского искусства: Н.С. Голованов, А.М. Пазовский, Н.П. Аносов, А.В. Гаук, Л.М. Гинзбург. Это представители определенной оркестровой школы, отличающейся, в первую очередь, благородством, естественностью и мягкостью оркестрового звучания. Следующий этап в развитии отечественного дирижирования это систематические конкурсы (1938 г., 1966 г., 1971 г., 1976 г., 1983 г.), которые выдвинули целый ряд талантливой молодежи.
Высокую признательность и любовь во всем мире снискали российские дирижеры нашего времени: Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Ростропович, В. Гергиев, В. Федосеев. Всех их отличает высокий профессионализм, преданность композиторскому замыслу, глубокое проникновение в стиль и интерпретацию музыкального произведения.
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Этапы развития дирижирования
- Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства.
- Тема 3. Западноевропейская дирижерская школа и ее представители.
- Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.
- Тема 6. Дирижерский жест и его структура.
- Тема 7. Ауфтакт, его функции и разновидности.
- Тема 8. Схемы тактирования. Принципы выбора схем.
- Тема 9. Фермата, ее виды, их техническое выполнение в дирижерской аппликатуре.
- Тема 10. Паузы, синкопы, акценты. Способы их показа в мануальной технике.
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 12. Аккомпанемент. Дирижерские задачи в овладении искусством аккомпанемента.
- Тема 13. Функции дирижера в работе с коллективом.
- Тема 14. Оркестр. Виды оркестров по инструментальному составу.
- Тема 15. Партитура. Дирижерский анализ партитуры.
- Тема 16. Дирижерская палочка, ее предназначение, способы держания.
- Зачетные требования
- Примерные вопросы к экзамену.
- Библиографический список
- Дополнительная литература