logo search
Подготовка к ИЗМ 2

9. Симфония в творчестве в.Моцарта и й. Гайдна

О симфониях В.А. Моцарта

В историю мирового музыкального искусства творчество В. А. Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и стилей, входит как один из важнейших этапов в развитии оперы, симфонии, инструментального концерта и камерной музыки. Симфония в ряду перечисленных жанров, вместе с инструментальными концертами, играет роль своеобразного рефрена в недолгой, но чрезвычайно насыщенной творческой жизни композитора. Гёте, имея в виду три последних симфонии 1788 года, говорил, что «в них есть сила созидания, которая действует из поколения в поколение, и эта сила долго не исчезнет». Приведенное высказывание великого мыслителя может быть, на наш взгляд, с полным основанием отнесено и к четырем публикуемым симфониям Моцарта.

Наряду с И. Гайдном, В. А. Моцарт является создателем стиля венской классической симфонии. Чтобы в полной мере понять смысл этого определения и оценить вклад Моцарта в развитие жанра, следует вспомнить, что к середине XVIII века симфонический цикл еще только складывался и находился под большим влиянием бытовой развлекательной музыки, связанной с практикой исполнения на открытом воздухе. Ранние симфонии Моцарта отличаются от дивертисментов, серенад, кассаций, ноктюрнов и других разновидностей сюит лишь меньшим количеством частей и практически повторяют их образный строй и инструментальный состав. Как и в бытовой сюите, связи между частями цикла в симфонии того времени были выражены слабо, поэтому Моцарт мог с легкостью вставлять, убирать или заменять отдельные части, преобразовывая, например, серенаду в симфонию. В письмах Моцарта к отцу мы находим упоминание о том, что слушатели середины XVIII столетия аплодировали после исполнения каждой части симфонии. Видимо, как и в сюите, каждая часть симфонии тогда воспринималась как законченная пьеса. Постепенно силой своего дарования композитор преодолевает разобщенность симфонического цикла. Подобную реакцию слушателей теперь трудно представить уже в первых трех симфониях венского периода, и совсем невозможно — в трех последних (1788 г.).

Большое влияние на формирование инструментального стиля Мбцарта оказали две крупнейшие школы европейского симфонизма: итальянская и мангеймская. Итальянская симфоническая традиция, сформировавшаяся в результате перерождения трехчастной оперной увертюры (sinfonia) в самостоятельный жанр, опиралась на трехчастный цикл (без менуэта). Ее влияние проявляется, в основном, в ранних симфониях Моцарта, хотя в более ассимилированном виде может быть обна­ружено и в зрелый период творчества, например, в «Пражской» симфонии (1786 г.).

Мангеймская школа симфонизма (Германия), в формировании которой большую роль сыграло творчество чешских музыкантов, использовала четырехчастный цикл (сонатное аллегро, медленная часть, менуэт, финал). В творчестве мастеров этой школы сложился современный Моцарту состав оркестра (струнные, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы и литавры). Мангеймские музыканты первыми использовали в партитурах своих симфоний кларнеты. Влияние этой школы ощущается у Моцарта начиная с «Парижской» симфонии, написанной вскоре после посещения композитором Мангейма на пути в Париж.

Воздействие той или иной традиции проявляется у Моцарта в чрезвычайно опосредованном виде. Помимо того, что композитор «усваивает и амальгамирует в своем творчестве только то, что полностью соответствует его природе» (Эйнштейн А. Моцарт. М., 1977, с 218.), он всегда переосмысливает услышанное, а порой скрещивает даже несколько различных моделей», чтобы полнее раскрыть все усложняющееся образное содержание симфоний. Задачу объединения разностильных элементов Моцарт решает с удивительной легкостью и изяществом. Постепенно в его творчестве складывается органичное единство претворяемых стилистик, на основе которого рождается новое, совершенное качество.

Моцарт написал около пятидесяти симфоний (многие рукописи утеряны после его смерти). Считается, что пятнадцать-шестнадцать из них сочинены композитором в возрасте до шестнадцати лет. Наиболее известны шесть зрелых симфоний, в число которых входят и три шедевра 1788 года.

Гайдн

Центральное место в творчестве Гайдна принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если в области симфонии Гайдн развивает и совершенствует намеченное его предшественниками, то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произведения Гайдна отличаются органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и мудрой философской сосредоточенности. Философские раздумья в некоторых произведениях Гайдна предвосхищают творчество Л. Бетховена, которого Гайдн предваряет и целеустремлённым использованием принципа мотивно-тематической разработки.

Гайдн является создателем жанра классической симфонии.

Само слово " симфония " с древнегреческого переводится как "согласие", "созвучие". Долгое время симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков. Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельной концертное произведение симфония превратилась в 18 веке. Наиболее важная роль в формировании этого жанра принадлежит чешским композиторам так называемой Мангеймской школы - симфонический оркестр Мангейма считался в то время лучшим в мире (например, мангеймцы первыми применили приём crescendo). Длительный путь развития прошла симфония и в творчестве Гайдна . И лишь его зрелые симфонии получили наиболее совершенную, классическую форму - четырёхчастный цикл с определённой последовательностью частей. Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая её содержание и форму.

Введение в сонатно-симфонический цикл менуэта свидетельствует о его популярности. Действительно, неторопливый танец с приседаниями и реверансами был излюбленным жанром эпохи; Гайдн очень часто обращается к нему, причём не только в средних частях. "Галантный стиль" отличается утонченным аристократизмом: мелодии как будто церемонно изогнуты, в них часто встречаются придыхания, звучание прозрачно, ритм плавный и покачивающийся, украшения и звуковые завитки то и дело встречаются на пути этой неторопливо текущей музыки. И вместе с тем никакой вычурности - Гайдн был одним из немногих, кто умел писать изысканно и в то же время просто.

Многие симфонии Гайдна имеют собственные заголовки: "Утро", "Полдень", "Вечер и буря". Своими названиями симфонии Гайдна обязаны чаще всего вторым частям, где композитор любит чему-нибудь подражать: так возникла "Военная" симфония , где во второй части слышатся военные фанфары, так возникла симфония "Часы", где вторая часть начинается с "тиканья"… Есть еще симфония "Медведь", симфония "Охота" и симфония "Курица". Такая склонность к изобразительности неудивительна: герой Гайдна не поэт и не философ, он - созерцатель. Для него самое интересное - окружающая действительность: потешные марши, светские менуэты, что-нибудь любопытное или забавное, способное привлечь внимание праздного наблюдателя. Внутренний мир гайдновского героя не замутнен тревогами и не отягчен раздумьями. Благостный покой разливается в этих светских поэмах, где каждая деталь на своем месте, где есть время всем полюбоваться и все заметить - легкие перебивки шагающего ритма, воркование мелодии, которая слышится то в мажоре то в миноре, изящные трели и завитки сопровождающих голосов. Вот они, досуги аристократа, ума тонкого и наблюдательного, способного по-настоящему любоваться природой и жизнью.

Первая часть Симфонии № 48, 1773, названная в честь австрийской императрицы "Мария-Терезия", прекрасно передает приподнятую атмосферу музыки Гайдна , ее неизменную бодрость и остроумие. "Прощальная" симфония (№ 45, 1772). Гайдна получила свое название благодаря финалу. Во время исполнения музыканты один за другим постепенно покидают сцену. Так Гайдн намекнул своему покровителю князю Николаю, что музыканты заждались отъезда из летнего поместья Эстергази в теплый Айзенштадт, и на следующий же день после премьеры отъезд был назначен. Финал "Прощальной" симфонии явно демонстрирует характерные черты музыки "галантного века".