logo search
Раздел III

Т е м а 20. Фуга в творчестве предшественников и.С. Баха

Инструментальные имитационно-полифонические жанры, подготовившие фугу: канон, ричеркар, канцона. Формирование на протяжении с конца XV до конца XVII столетий принципов современной фуги, основанной на периодической имитации (имитации темы). Роль хроматики в создании индивидуального облика полифонического тематизма. Сложение приемов полифонической разработки мелодического материала. Соотношение контрапунктического и тонального развития в ранней фуге.

Типы формы ранней фуги: 1-й - цепь имитационных экспозиций - состоит из нескольких “проведений” темы (где под “проведением” подразумевается изложение темы во всех голосах). Линия от фуги-канона к современным приемам имитации - фуги Г. Герле, И.А. Рейнкена, И.К.Ф. Фишера, И. Пахельбеля, И. Кунау, А. Скарлатти. Образцы - 11, №230; 12, №17, 18; 11, №232 - 234; 12, №21 - 23.

2-й (ведет происхождение от ричеркара) - многочастная форма, включающая преобразования темы - обращение, увеличение, уменьшение и основанная на пропорциональном ритмическом изменении темы; искусная контрапунктическая разработка материала; тяготеет к многотемности. Образцы - Fuga contraria С. Шейдта, ричеркары Дж. Фрескобальди из цикла “Fiori musicali”, ричеркары И. Фробергера [12, №10, 12].

3-й (продолжает линию канцоны) - контрастно-составная форма “прелюдия-фуга”. Большая композиция, состоящая из прелюдии и нескольких фуг на тему и на ее варианты. Прелюдийный материал окружает и связывает фугированные разделы. Образцы - органные фуги Д. Букстехуде, В. Любека, Н. Брунса, Г. Бема [11, №238; сб. “Alte Meister des Orgelspiels” (Straube)].