logo search
Dvoynos_Analiz_khorovogo_proizvedenia

2.1 Историко-стилистический анализ

Развернутый анализ включает следующие разделы:

1 Историко-стилистический анализ.

2. Музыкально-теоретический анализ.

3. Вокально-хоровой анализ.

4. Исполнительский анализ.

5. Список использованной литературы

Данная последовательность плана анализа позволяет поэтапно и позлементно, следуя принципу от общего к частному, разобраться в содержании произведения, осмыслить его музыкально-выразительные средства, исполнительские трудности, а затем, обобщив их на более высоком уровне понимания, представить в своей исполнительской концепции.

Приступая к аналитической работе, студенту следует помнить, что хормейстерский анализ, в отличие от музыковедческого, должен отличаться глубиной и развернутостью вокально-хорового и исполнительского разделов анализа. А это значит, что 3-й и 4-й разделы должны быть по объему больше, чем 1-й и 2-й разделы. Другими словами, развернутый анализ хорового произведения должен быть целенаправленно хормейстерским, ориентированным на практику работы, на разучивание и исполнение хором.

Историко-стилистический анализ хорового произведения обычно начинается с характеристики творчества авторов музыки и литературного текста, а также эпохи и художественного направления, с которыми были связаны их жизнь и творчество. Здесь необходимо обратить внимание на темы, идеи, жанры сочинений, творческий вклад композитора и поэта в национальную и мировую культуру. В творчестве композитора желательно выделить часто встречающие имена поэтов, выяснить, что именно в их поэзии привлекло внимание музыканта. Анализируя хоровой стиль композитора, важно обобщить характерные черты хорового письма: обратить внимание на используемые составы хора, своеобразие использования хоровых партий и приемов хорового изложения, характерные фактурные, тональные, тесситурные, тембровые решения и т.д.

Прослеживая историю создания анализируемого сочинения, следует попытаться определить его роль и значение в творчестве композитора. Если хоровое произведение является частью крупного сочинения (оперы, кантаты, мессы), нужно охарактеризовать его с точки зрения жанра, формы, выявить роль анализируемого хора в драматургии художественного целого.

Анализируя литературный текст, необходимо сравнить его с первоисточником, дать краткую характеристику, разобраться в структуре и жанре. Немаловажно проанализировать адекватность музыкального и поэтического текста (особенно в произведениях зарубежных композиторов, изданных с литературным текстом, переведенным на русский язык).